Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
С 25.04.1938 г. на основании приказов НК ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г. в составе ВВС Балтийского флота на базе 27-й МТАЭ (27-я минно-торпедная авиационная эскадрилья)
началось формирование 1-го минно-торпедного авиационного полка трехэскадрильного состава, вооруженного самолетами ДБ-3б (приказ НК ВМФ №0036 от 20.08.1938 г.).
Местом дислокации части стал аэр. Беззаботное. Кроме новых самолетов ДБ-3б в полку также имелось несколько Р-5, КР-6а, У-2, УТ-1 из 27-й МТАЭ.
Постепенно, по мере поступления ДБ-3б, самолеты старых типов были переданы на хранение. Временно исполняющим обязанности командира полка назначили майора Е.Н.Преображенского.
В апреле 1939 г. 1-й МТАП вместе с 57-м СБАП и 15-м МТБАП вошел в состав 8-й авиационной бригады ВВС БФ.
К июню 1938 г. формирование авиаполка было завершено.
С апреля 1939 г. на основании приказа Ком. БФ №0044 в полку формируется 4-я эскадрилья, которую возглавил Е.Н.Преображенский, а командиром полка стал полковник В.П.Воробьев.
По состоянию на 29.05.1939 г. в боевом составе полка числилось 29 ДБ-3б, 1 Р-6 (из них 1-я АЭ – 7 ДБ-3б базировалась на аэр. Клопицы).
19.11.1939 г. 1-й МТАП в составе 4-х эскадрилий был объявлен сформированным.
К началу военных действий против Финляндии 30.11.1939 г. полк был рассредоточен поэскадрильно на аэр. Беззаботное, Котлы, Копорье и Клопицы. Всего в нем насчитывалось 60 ДБ-3б (по 15 машин в эскадрилье).
19.12.1939 г. в состав 1-го МТАП передали 2-ю бомбардировочную эскадрилью 15-го ОМБАП на самолетах ДБ-3б, базирующуюся на аэр. Копорье. В полку она стала числиться 5-й эскадрильей.
С 19.01.1940 г. 6 экипажей полка (позднее еще 6 экипажей) на самолетах ДБ-3б под командованием капитана М.Н.Плоткина были перебазированы с аэр. Беззаботное в Палдиски, где из них сформировали 3-ю БДАЭ 10-й смешанной авиационной бригады ВВС БФ.
На 20.01.1940 г. 1-й МТАП базировался:
1-я АЭ (10 ДБ-3б) на аэр. Клопицы;
2-я и 4-я АЭ (14 ДБ-3б) на аэр. Беззаботное;
3-я АЭ (8 ДБ-3б) на аэр. Котлы;
5-я АЭ (6 ДБ-3б) на аэр. Копорье.
Кроме бомбардировщиков в полку имелось также 7 Р-6, 1 УТ-1, 7 У-2.
За мужество и героизм, проявленные личным составом полка в боях 3-я АЭ, была награждена орденом Красного Знамени
- это единственный случай в истории Морской Авиации, когда орденом было награждено неотдельное подразделение, входящее в состав авиационной части.
В «Зимней войне» 1-й МТАП потерял 17 самолетов ДБ-3б (из них 9 - небоевые потери) и 40 авиаторов.
С окончанием боевых действий дислокация подразделений полка претерпела некоторое изменение. По состоянию на 01.06.1940 г. 1-й МТАП базировался:
на аэр. Клопицы - управление АП, 1-я, 2-я и 5-я АЭ (27/25 ДБ-3, 7/5 Р-6, 3/2 У-2);
на аэр. Беззаботное - 3-я АЭ (10/10 ДБ-3, 1/-У-2) и 4-я АЭ (11/10 ДБ-3, 1/- Р-6, 1/1 У-2);
К 27.09.1940 г. 1-я АЭ 1-го МТАП перебазировалась на аэр. Котлы, перейдя в подчинение во всех отношениях командиру 57-го СБАП. В последующем в этот полк были переданы также 2-я и 5-я эскадрильи 1-го МТАП. Взамен убывших эскадрилий из части личного состава 3-й и 4-й АЭ была сформирована новая 2-я эскадрилья,
а новые 1-я и 5-я эскадрильи сформировали из выпускников авиационных училищ. В это же время на вооружение полка стали поступать новые бомбардировщики ДБ-3ф.
По состоянию на октябрь 1940 г. в боевом составе полка числилось 27/22 ДБ-3ф, 34/31 ДБ-3б и 66 экипажей.
К 22.06.1941 г. в составе 1-го МТАП числилось пять эскадрилий, вооруженных 34/30 ДБ-3, 26/20 ДБ-3Ф, 2/1 Р-6, 2/2 УТ-1, 5/4 У-2. Эскадрильи базировались на аэродромах Беззаботное, Клопицы, Копорье. В полку имелось 68 экипажей.
24.06.1941 г. состоялся первый боевой вылет полка. Ему была поставлена боевая задача: во взаимодействии с 57-м СБАП 8-й АБ уничтожить морской десант противника, обнаруженный в Балтийском море в 35 километрах севернее ВМБ Либава.
К 30.06.1941 г. управление, 3-я АЭ и 4-я АЭ полка базировались на аэр. Беззаботное, 1-я АЭ и 2-я АЭ - на аэр. Копорье, а 5-я АЭ – на аэр. Клопицы.
30.06.1941 г. 1-й МТАП понес большие потери: 13 самолетов ДБ-3 и 33 авиаторов в вылетах на бомбардировку немецких переправ через р. Даугаву в районе Двинска (ныне Даугавпилс). К исходу суток в полку в строю оставался всего 21 исправный самолет ДБ-3.
По состоянию на 12.07.1941 г. в боевом составе 1-го МТАП (управление полка на аэр. Беззаботное) числилось 25/20 ДБ-3 на аэр. Беззаботное и 29 экипажей. На аэр. Клопицы базировались 18/14 ДБ-3ф с 23 экипажами.
26.07.1941 г. для восполнения потери в авиатехнике полк принял в свой состав 3-ю АЭ 57-го БАП (16 ДБ-3), который в это время переформировывался в пикировочно-штурмовой полк.
По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 1-го МТАП имелось 53 ДБ-3 и ДБ-3ф, 1 Р-6, 6 У-2, 2 УТ-1.
С 2 августа по 8 сентября 1941 г. 20 экипажей 1-го МТАП были выделены в так называемую Особую авиагруппу. На нее было возложено выполнение правительственного задания - нанесение бомбовых ударов по столице фашистской Германии – г. Берлин и другим военным объектам на ее территории. Для этого на аэр. Кагул (о. Эзель Моонзундского архипелага) перебазировали самолеты ДБ-3ф в лучшем техническом состоянии с наибольшим ресурсом и экипажами, подготовленными к полетам ночью. Общее руководство Особой авиагруппой осуществлял командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант С.Ф.Жаворонков. Непосредственное командование ею возложили на вновь назначенного командира полка полковника Е.Н.Преображенского.
Чуть более чем за месяц экипажи Особой авиагруппы на о. Эзель, куда кроме ВВС БФ входили также экипажи ВВС КА, в десяти налетах на Германию выполнили до 86 самолетовылетов, из них 57 вылетов - силами Авиации ВМФ.
Со второй половины августа 1941 г. часть 1-го МТАП с аэр. Беззаботное перебазировалась в тыл на аэр. Новинки и Богослово на востоке Ленинградской области.
12.09.1941 г. звено из 3 ДБ-3ф 1-го МТАП под командованием капитана И.Я.Гарбуза убыло на Север. Там оно вошло в состав 72-го САП ВВС СФ, положив тем самым основу минно-торпедной авиации Северного флота.
В начале октября 1941 г. в связи с переводом частей ВВС ВМФ на трехэскадрильный штат 4-я и 5-я эскадрильи полка были расформированы.
По состоянию на 09.10.1941 г. в полку имелось: на аэр. Богослово - 10/8 самолетов ДБ-3;
на аэр. Новая Ладога - 4/3 ДБ-3; на аэр. Ярославль и Шубатово - и 3/3 ДБ-3.
18.01.1942 г. приказом НК ВМФ №10 «за проявленную отвагу в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 1-й МТАП был
преобразован в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк - первую часть Морской Авиации, удостоившуюся этого высокого звания.
В феврале-марте 1942 г. в 1-й гв. МТАП передали все уцелевшие самолеты СБ и Ар-2 из других частей ВВС БФ. Они поступили во 2-ю эскадрилью полка.
23.03.1942 г. пять экипажей 3-й АЭ полка перебазировались на аэр. Углово под Ленинград, а 1-я АЭ продолжила формирование и обучение на аэр. Новинки. С этого времени и до конца весны 1942 г. полк был разделен на две части, каждая из которых действовала в составе самостоятельной авиационной группы – Ленинградской и Волховской.
К 01.04.1942 г. 1-й гв. МТАП 6/5 ДБ-3 в Углово, 4/4 – в Новинках, по одному неисправному находилось в Москве и Молотове (ныне Пермь). Кроме того, во 2-й АЭ полка имелось 5 СБ и 1 Ар-2 на аэр. Гражданка в Ленинграде.
22.04.1942 г. 1-я АЭ, завершив обучение, перебазировалась на аэр. Углово.
К концу апреля 1942 г. полк получил пополнение в количестве 7 ДБ-3ф, а в мае - еще 9 ДБ-3ф.
В конце мая 1942 г. в 1-м гв. МТАП имелось 10/8 ДБ-3 и ДБ-3ф на аэр. Углово, 16/13 ДБ-3 и ДБ-3ф на аэр. Новинки и еще 5 самолетов СБ (9 экипажей) на аэр. Гражданка.
На 01.01.1943 г. в строю 1-го гв. МТАП, рассредоточенного по аэр. Новинки, Углово, Бычье Поле и Измайлово (Москва) оставалось только 17 боевых самолетов, в т.ч.: 7 ДБ-3ф, 3 ДБ-3б, 7 СБ (из которых 3 самолета были неисправны).
20.01.1943 г. 6 экипажей полка под командованием капитана И.И.Борзова убыли на Север для получения и сборки ленд-лизовских самолетов А-20В «Бостон».
К 20.02.1943 г. 6 новых машин собрали, изучили и облетали, а 21.02.1942 г. они вылетели с аэр. Ваенга-1 на аэр. Ягодник.
24.02.1943 г. «Бостоны» перелетели к месту назначения. Самолеты были опробованы летным составом и были переданы
в 15-й ОРАП, как «малопригодные для роли торпедоносцев».
Но уже 15.03.1943 г. 5 экипажей 1-го гв. МТАП вылетели в Сибирь, где 17 марта они первыми из полков МТА ВМФ получили новые американские самолеты A-20G «Бостон», оборудованные торпедными мостами.
21.03.1943 г. эти самолеты перегнали в полк.
С апреля 1943 г. управление полка базировалось на аэр. Приютино.
На 01.04.1943 г. в составе полка имелось 10 Ил-4 (ДБ-3ф), 3 ДБ-3б, 6 СБ, а также 5 А-20G «Бостон».
04.04.1943 г. 10 экипажей полка отправились в тыл за очередной партией самолетов А-20G «Бостон».
К 11.04.1943 г. в полку имелось уже 15 «Бостонов», а к 17.04.1943 г. было пригнано еще 10 машин.
В мае 1943 г. на аэр. Приютино осталась 3-я Краснознаменная эскадрилья на Ил-4 и часть 2-й эскадрильи, вооруженной СБ. Летный и технический состав 1-й и части 2-й эскадрильи убыл на аэр. Богослово, где происходило переучивание на самолеты А-20G «Бостон». Штаб полка в это время размещался в Новой Ладоге.
В июне 1943 г. основные силы 1-го гв. МТАП базировались на аэр. Углово и Приютино на северо-востоке от Ленинграда.
По состоянию на 24.06.1943 г. в 1-м гв. МТАП числилось:
на аэр. Приютино – 9/8 Ил-4, 20 экипажей из которых 14 были боеготовы днем и ночью;
на аэр. Углово – один неисправный ДБ-3 без экипажа;
на аэр. Гражданка – 5/2 СБ и 6 боеготовых днем и ночью экипажей.
20.08.1943 г. 1-я и 2-я АЭ полка закончили подготовку на «Бостонах» и перелетели с аэр. Богослово на аэр. Каменка. Туда же позднее перебазировалась и 3-я АЭ полка.
На 01.01.1944 г. в боевом составе полка, базирующегося на аэр. Каменка и Гражданка имелось 9 Ил-4, 3 ДБ-3б и 13 А-20G (из них три самолета были неисправны).
С 17.01.1944 г. 1-й гв. МТАП принял активное участие в операции по полному снятию блокады с Ленинграда.
13.02.1944 г. две эскадрильи полка с аэр. Гражданка перебазировались на аэр. Борки, а эскадрилья с аэр. Каменка - на аэр. Гора-Валдай.
23.02.1944 г. Указом ПВС СССР «за образцовое выполнение задач командования в борьбе с немецкими захватчиками и,
проявленные при этом доблесть и мужество» в ходе операции по прорыву блокады Ленинграда 1-й гв. МТАП был награжден орденом Красного Знамени.
С мая 1944 г. на вооружении полка остались только 11 Ил-4 и 9 А-20G «Бостон», а эксплуатация самолетов ДБ-3б и СБ была прекращена.
01.06.1944 г. 1-й гв. МТАП основным составом перебазировался на аэр. Клопицы.
По состоянию на 01.07.1944 г. в 1-м гв. МТАП, базирующемся на аэр. Клопицы числилось 9 Ил-4 и 13 А-20G «Бостон».
В середине июля 1944 г. в связи с тем, что 1-й гв. МТАП понес значительные потери в летном составе и самолетах,
ему передали 1-ю АЭ 51-го МТАП (8 А-20G). До сентября 1944 г. оттуда поступило еще 12 экипажей на самолетах А-20G «Бостон». Они образовали новую 1-ю АЭ полка. Кроме нее в полку 2-я АЭ также была вооружена «Бостонами», а третья – Ил-4.
07.08.1944 г. 19 А-20G 1-го гв. МТАП перебазировались с аэр. Клопицы на аэр. Порубанок вблизи г. Вильнюс.
20.08.1944 г. полк перебазировался на аэр. Паневежис.
В конце 1944 г. в боевом составе 1-го гв. МТАП имелось 27 А-20G «Бостон». Оставшиеся в строю 3-й АЭ Ил-4 использовались для минных постановок.
На 01.01.1945 г. в составе полка оставалось 16 А-20G «Бостон» и 9 Ил-4.
С 21.02.1945 г. основные силы полка базировались на грунтовом аэродроме Грабштейн (ныне Гаргждай в Литве) юго-восточнее Мемеля.
В конце марта 1945 г. для восполнения потерь в полк прибыло 6 экипажей из 13-го гв. АП ВВС ЧФ.
Тогда же 1-й гв. МТАП на аэр. Инстербург (ныне аэр. Черняховск) принял самолеты А-20 «Бостон»
от 10-го гв. БАП 6-й гв. БАД ВВС КА (6 А-20В, 3 А-20G, 3 А-20К, 1 А-20С и 9 А-20А) в связи с перевооружением последнего на Ту-2.
05.04.1945 г. за большой вклад, внесенный личным составом полка в освобождение города Мемеля (ныне г. Клайпеда)
приказом ВГК №056 от 05.04.1945 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0196 от 21.04.1945 г.) 1-му гв. МТАП было присвоено почетное наименование «Клайпедский». В это время ч.с. полка базировалась на аэр. Кольберг (ныне Колобжег в Польше).
На 01.05.1945 г. в составе 3-й АЭ полка числилось 6/5 Ил-4 на аэр. Грабштейн и 4/4 Ил-4 на аэр. Паланга.
10.05.1945 г. 1-й гв. МТАП выполнил последний боевой вылет в Великой Отечественной войне, но уже без применения оружия.
К июню 1945 г. полк перебазировался с аэр. Грабштейн на аэр. Пярну.
По состоянию на 10.07.1945 г. в боевом составе 1-го гв. МТАП числилось 22/13 самолетов, в т. ч.: 14/10 А-20G-DО и 8/3 Ил-4.
С марта 1946 г. по 1956 г. 1-й гв. МТАП входил в состав ВВС Южнобалтийского флота (с 1947 г. ВВС 4-го ВМФ).
С апреля по сентябрь 1946 г. полк базировался на аэр. Паланга.
В сентябре 1946 г. 1-й гв. МТАП перебазировался на аэр. Нейкурен (ныне Пионерск, 30 км северо-западнее г. Калининград).
В 1947 г. на вооружение полка начали поступать самолеты-торпедоносцы Ту-2.
С 1951 г. полк приступил к переучиванию на реактивные торпедоносцы Ил-28.
В феврале 1953 г. 1-й гв. МТАП перебазировался из Пионерска на аэр. Дунаевка.
К 01.07.1960 г. в связи «с дальнейшим значительным сокращением ВС СССР» 1-й гв. МТАП, вооруженный самолетами Ил-28, был расформирован вместе с управлением 8 МТАД Авиации БФ на аэр. Дунаевка.
В 1961 г. почетные наименования, награды и Боевое Знамя 1-го гв. МТАП торжественно передали вновь сформированному на аэр. Скулте (г. Рига)
846-му минно-торпедному авиационному полку.
Встречаются сокращения: 1 авп, 1 мтп, 1 гв. мтап 8 авд ВВС БФ, 1 ГвМТАП, 1 ГМТАП, 1 ГККМТАП, 1 ГМТАККП 8 МТАГКД ВВС КБФ.
Подчиненность и участие на фронтах
Принимал участие в Советско-Финской войне.
Воевал в составе 8 МТАД. Последний боевой вылет в Великой Отечественной войне полк произвёл 10 мая 1945 года.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении полка стояли самолеты: ДБ-3б, Ил-4, СБ, Ар-2, А-20 «Бостон», Ту-2, Ил-28, Р-5, КР-6а, У-2, УТ-1.
На ДБ-3 и Ил-4 были номера (однозначные и двухзначные) на руле направления либо фюзеляже.
На A-20: белые номера (однозначные и двухзначные) исключительно на руле направления.
В августе 1941 г. из 57 бап получены 26 ДБ-3.
11.11.1941 звено ДБ-ЗФ переведено в 72 сап.
В марте 1943 года полк получил самолёты A-20G. 29 сентября состоялся первый боевой вылет на A-20G.
В июне 1944 года в полку было три АЭ — 1-я и 2-я на A-20G, третья АЭ на Ил-4.
Бомбардировщик СБ с изображением ордена Красного знамени на носу фюзеляжа, и с рисунком кота на киле.
Аэродром Углово, 26.09.1942
СБ с тактическим номером 28 (заводской номер 3-309), сентябрь 1942 г. Фото с другого ракурса по клику.
The SB bomber featured the cat image, September 1942. Click to view other picture.
Самолёт СБ № 28. Художник - T.Tuomanen.
The late type SB bomber (the engines M-103A).
СБ с тактическим номером 20, фото 1943 г.
Soviet SB warplane tactical number 20.
Самолёт СБ на аэродроме, фото 1943 г.
Летчики старшие лейтенанты Василий Алексеевич Балебин и Матвей Петрович Гилевич. Фото 1940 г.
Увеличение - по клику.
The pilots Balebin and Gilevich in 1940. Click to enlarge the picture.
И.Г. Серебряков. На заднем плане - ДБ-3 № 2, фото 1940 г.
Самолет ДБ-3Б № 5 комполка полковника Е.Н. Преображенского в полете, фото 1941 г.
The DB-3B bomber number 5 of Colonel E.N. Preobrazhenskiy, 1941. Drawing by Tapani Toumanen.
Герой Советского Союза Токарев с краснофлотцами на аэродроме Беззаботное (р-н Стрельны), июль 1940 г.
Самолёты ДБ-3 с хвостовыми номерами 8, 7, 9. Другая фотография - по клику.
The DB-3 warplanes (tactical numbers 8, 7, 9). Click to view other picture.
Техники рядом с самолётом № 10, январь 1942 г.
Комиссар Александров у самолета № 10, январь 1942 г.
Самолет ДБ-3 (№ 10 или 18) гв. капитана А.П. Дроздова на старте. Июнь 1942 г.
Самолёт ДБ-3 на аэродроме. Увеличение фото - по клику.
The DB-3 bomber. Click to enlarge the picture.
Командир эскадрильи гвардии майор трижды орденоносец Дроздов (слева).
Дроздов А.Т. принимает доклад от техника, около самолета стоит Хохлов. 1942 год.
Бомбардировщик ДБ-3 в феврале 1943 г. Другая фотография - по клику.
The DB-3 bomber, photo of 20.02.1943. Click to view other picture.
Бомбардировщик ДБ-3 в белом зимнем камуфляже. Клик для просмотра фото: гвардии капитан И.Г. Шаманов, январь 1943 г.
The winter camouflaged DB-3, photo of 27.02.1943. Click to view other picture.
The DB-3 of 1 GMTAP VVS KBF. Drawing by Tapani Toumanen.
ДБ-3, июль 1941 г.
Экипаж комсомольца Хорева: штурман младший лейтенант Г.А. Сидоровский, командир лейтенант А.Д. Хорев и стрелок-радист сержант М.Я. Южалин.
ДБ-3, июль 1941 г.
Экипаж старшего лейтенанта Дроздова (слева): штурман лейтенант Котов Н.Д. (в центре), стрелок-радист старший сержант Кузин В.М.
ДБ-3Ф с тактическим номером 7, фото 1941 г.
The DB-3F plane tactical number 7.
ДБ-3Ф с тактическим номером 9, фото 1941 г.
Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф на аэродроме, декабрь 1941 г.
Ил-4 № 14 с гвардейским знаком, лето 1943 г.
Торпедоносцы Ил-4 в разном камуфляже. Зима 1942-43 гг. Другая фотография - по клику.
The Il-4 torpedo bombers. Click to view other photo.
Торпедоносец Ил-4 № 32 над Балтийским морем. Увеличение фото - по клику.
The Il-4 with the torpedo in Great Patriotic war. Click to enlarge the photo.
Ил-4 с тактическим номером 37, фото 1942 г.
Заправка Ил-4 капитана Хохлова П.И., фото 1942 г.
Бомбардировщик Ил-4, фото 1943 г.
Бомбардировщик Ил-4 в рейфуге, фото 1943 г.
Обслуживание Ил-4 гвардии капитана И. Шаманова, фото 08.1943.
Стрелок-радист гвардии старший сержант В.В. Быков на фоне Ил-4 с гвардейским знаком на киле, август 1943 г. Увеличение фото - по клику.
The Il-4 with the torpedo in Great Patriotic war. Click to enlarge the photo.
Нижняя поверхность крыла окрашена чёрным.
Самолет экипажа: стрелок-радист Иван Трусов, штурман Н.Ф. Афанасьев, летчик П.Ф. Стрелецкий. Увеличение фото - по клику.
The Boston "We Doo'd It" gifted by American actor Red Skelton.
Click to enlarge the photo.
Стрелок-радист Иван Трусов, штурман Н.Ф. Афанасьев, летчик П.Ф. Стрелецкий у Бостона, подаренного американским актером Рэдом Скелтоном.
Другая фотография - по клику (Герой Советского Союза гвардии капитан Стрелецкий Петр Федорович).
A-20G-10-DO plane № 1. Click to view other photo.
A-20G-10-DO plane № 1, drawing by T. Tuomanen.
A-20G-20 № 1 в Паневежисе, 19 сентября 1944 г.
A-20G № 5 в Паневежисе, 19 сентября 1944 г.
А-20G № 6 с подвешенной торпедой (судя по антеннам на крыле, машина с радаром Гнейс), фото 20.08.1944. Другая фотография - по клику.
The A-20G rearmed with UB guns in the UTK-1 turret and ventral gun station,
featured the aerials of the Gneys-2 radar over the wings. The plane had the Guards insignia and the Red Banner Order painted on its fin.
Click to view other picture.
А-20G № 6, рисунок T. Tuomanen.
А-20 № 10 в Паневежисе, 19 сентября 1944 г.
Вручение полку ордена Красного Знамени. Командующий КБФ адмирал Трибуц Выступает с речью. 1944 г.
А-20 № 13 в Паневежисе, фотография 19 сентября 1944 г.
А-20G № 14 в Паневежисе, фотография 19 сентября 1944 г.
А-20G № 15 в Паневежисе, фотография 1944 г. Другой снимок - по клику.
The A-20 (tactical number 15). Click to view other photo.
Самолёт А-20 № 27.
Экипаж Гагиева у A-20G-25-DO с отметками потопленных кораблей, 19 сентября 1944 г. Увеличенный снимок - по клику.
The A-20 with the ship victory marks. Click to enlarge the photo.
А-20G № 30, 1944 г. Другой снимок - по клику.
The A-20 (tactical number 30). Click to view other photo.
Бостоны № 30 (торпедоносец) и № 22 (топмачтовик), фото 19.03.1945. Увеличение - по клику.
The A-20 tactical numbers 30 and 22. Click to enlarge the photo.
A-20G-25-DO № 30 (серийный № 43-9159), рисунок T. Tuomanen.
Летчики у самолета А-20 из состава 51 мтап либо 1 гмтап.
Командир эскадрильи Шишков М.Ф. у своего Бостона с победными отметками (силуэты кораблей), фото 19 сентября 1944. Другой кадр - по клику.
Pilot Shishkov aside his Boston featured with the victory marks. Click to view other photo.
Самолёт A-20G (тактический № 40, серийный № 43-9168) с местом штурмана в хвостовой части фюзеляжа.
Механики на хвостовом оперении A-20G № 40, Паневежис, 19 сентября 1944 г.
Другой кадр (техник Панкратов проверяет самолет) - по клику.
The technicians at the tail of the A-20G № 40. Click to view other photo.
A-20G № 40 (серийный № 43-9168), реконструкция внешнего вида - T.Tuomanen.
The A-20G-25-DO t/n 40 s/n 43-9168.
The plane was converted as a raider-bomber preserving the solid nose and its weapons.
The navigator's cockpit was added behind the turret, where the upper window was replaced by a trasparent cupola;
3 windows were added on each side, with an evident repainting in Russian green.
Командиры полка
Полком командовали: Евгений Николаевич Преображенский (апрель – ноябрь 1938 г., ВрИО),
В.П.Воробьев (ноябрь 1938 г. - декабрь 1939 г., снят), Шио Бидзинович Бидзинашвили (январь - август 1940 г., снят, погиб в 1943 г.),
ГСС Николай Александрович Токарев (август 1940 г. – февраль 1941 г., снят), Николай Викторович Абрамов (март - июль 1941 г., снят),
ГСС Евгений Николаевич Преображенский (июль 1941 г. - август 1942 г.), ГСС Николай Васильевич Челноков (август 1942 г. - май 1943 г., снят),
Александр Николаевич Дарьин (май-сентябрь 1943 г., снят, погиб в 1944 г.), ГСС Иван Иванович Борзов (сентябрь 1943 г. - январь 1945 г.),
(ГСС) И.Н.Пономаренко (май 1943 г. – февраль 1944 г., ВрИД) ГСС Василий Михайлович Кузнецов (январь 1945 г. – июнь 1946 г.), ГСС Г.Д.Васильев (апрель 1949 г. – ноябрь 1950 г.), В.И.Сериков (1953 г. – июль 1960 г.).
1-й гвардейский минно-торпедный авиационный Клайпедский Краснознаменный полк ВВС БФ
Благодарности - П. Левшов, В. Харин, М. Тимин, M. Tessitori, П. Заика, художникам;
сайтам bellabs, goskatalog, waralbum.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.