В апреле 1938 г. в составе ВВС Балтийского флота на базе 30-й ШАЭ, 46-й СБАЭ, 47-й СБАЭ и 48-й СБАЭ расформируемой 139-й АБ
начал формироваться 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (приказ о формировании НК ВМФ №0036 от 20.08.1938 г.). Местом базирования новой авиационной части были определены аэродромы Котлы и Беззаботное.
На вооружение 57-й СБАП пятиэскадрильного состава получил самолеты СБ. Кроме них в полку имелись самолеты Р-6, Р-5, а также связные У-2.
По состоянию на 29.05.1939 г. в боевом составе полка числилось 25 СБ, 5 Р-6, 1 Р-5.
В ноябре 1939 г. полк вошел в состав 8-й БАБ ВВС БФ. На 27.11.1939 г. к началу войны с Финляндией составом 48 самолетов СБ базировался на аэр. Котлы под Ленинградом.
С ноября 1939 г. по март 1940 г. полк принимал участие в боевых действиях в «Зимней войне».
25.12.1939 г. 5-ю АЭ 57-го СБАП (6 самолетов СБ) передали в состав авиагруппы Ладожской военной флотилии. С окончанием войны она вернулась в состав полка.
В ходе «Зимней войны» из состава 57-го СБАП в 10-ю АБ ВВС БФ были переданы две эскадрильи самолетов СБ (всего 27 самолетов) с перебазированием на аэр. Палдиски. Там они в январе 1940 г. были сведены в 20-й ОБАО.
В августе 1940 г. управление, 1-я, 2-я и 5-я АЭ полка базировались на аэр. Котлы, 3-я АЭ – на аэр. Керстово, а 4-я АЭ – на аэр. Копорье
По состоянию на 01.12.1940 г. в боевом составе 57-го СБАП на аэр. Котлы числилось 47/44 СБ, 9/9 ДБ-3, 4/4 Р-6, 6/4 У-2, 1/1 УТ-1, 1/1 С-2.
29.03.1941 г. 1-я АЭ 57-го БАП была обращена на формирование бомбардировочной эскадрильи 2-го УРАП ВВС БФ на аэр. Куммолово. К началу Великой Отечественной войны 57-й БАП имел четырехэскадрильный состав.
На 09.06.1941 г. авиаполк имел на вооружении бомбардировщики 15 СБ, 12 ДБ-3, 9 ДБ-3Ф.
По состоянию на 04.00 22.06.1941 г. в боевом составе полка на аэр. Котлы имелось 15/12 СБ, 33/26 ДБ-3 и ДБ-3ф, 1 УТ-2, 1 УТ-1.
На 30.06.1941 г. управление, 3-я и 5-я АЭ полка базировались на аэр. Котлы, а 4-я АЭ – на аэр. Керстово.
По состоянию на 12.07.1941 г. в боевом составе 57-го СБАП числилось на аэр. Ратчино 7/6 СБ. На аэр. Котлы базировались 9/6 ДБ-3 и 10 экипажей (6 – ночники) и 13/8 ДБ-3ф.
11.07.1941 г. на аэр. Купля из личного состава 5-й АЭ 13-го ИАП ВВС БФ и 3-го АО 13-й ОИАЭ формируется штурмовая авиационная эскадрилья на самолетах Ил-2 под командованием капитана К.Н.Барабанова (7/5 Ил-2 и 7 летчиков). В начале июля 1941 г. часть эскадрильи (8 Ил-2) перебазировалась в Таллин. Оставшиеся на аэр. Купля штурмовики Ил-2 (7 ед.) под командованием ст. лейтенанта А.В.Кожина первоначально подчинили командиру 71-го ИАП, но с 19 июля, их включили в состав 57-го СБАП в качестве 2-й АЭ.
14.07.1941 г. 1-ю АЭ 57-го СБАП (9 СБ) передали в 72-й САП ВВС СФ. Еще одно звено СБ из состава полка выделили в подчинение командующему Онежской военной флотилии.
К этому времени в полк начали поступать пикирующие бомбардировщики Пе-2.
26.07.1941 г. все остававшиеся в полку самолеты ДБ-3 и ДБ-3ф (16 ед.) передали в состав 1-го МТАП ВВС БФ. Вместо них полк получил легкие бомбардировщики и разведчики Р-5.
28.07.1941 г. 4 Ил-2 из 2-й АЭ 57-го СБАП перелетели на аэр. Кагул. Там их включили в состав авиагруппы БОБР. В тот же день 3 Пе-2 из состава 4-й АЭ перелетели на аэр. Сууркюль, где вошли в подчинение командиру 73-го БАП.
По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 57-го СБАП числилось 50 самолетов, в т.ч.: 17 Ил-2, 10 Пе-2, 7 СБ, 1 УСБ, 11 Р-5, 2 У-2, 1 С-2, 1 УТ-2.
05.08.1941 г. в состав 57-го СБАП из 71-й ОБАЭ ВВС БФ были переданы 15 самолетов СБ.
17.08.1941 г. 6 Ил-2 из-под Таллина перелетели на аэр. Низино.
18.08.1941 г. Ил-2 полка были включены в отдельную авиагруппу под командованием заместителя Ком. ВВС БФ генерал-майора авиации И.В.Рожкова, оперативно подчиненную командующему ВВС Северного фронта.
По состоянию на 29.08.1941 г. 57-й БАП, имел на вооружении только 7/3 СБ на аэр. Большой Двор и 4/2 Пе-2 на аэр. Беззаботное.
К сентябрю 1941 г. самолеты Ил-2 вернулись в состав 57-го БАП. С этого времени полк (за исключением одной эскадрильи самолетов СБ и Ар-2 был вооружен в основном Пе-2 и Ил-2 и фактически стал пикировочно-штурмовым, хотя его наименование не изменилось.
На 09.09.1941 г. в полку 1-я и 2-я АЭ были вооружены Ил-2, 4-я АЭ имела 6/5 Пе-2, которые базировались на аэр. Беззаботное, а 5-я АЭ вооружена самолетами СБ и Ар-2.
13.09.1941 г. управление 57-го БАП перебазировалось из Беззаботного в Низино.
С середины сентября 1941 г. основной состав полка базировался на аэр. Левашово на севере Ленинграда.
К 05.10.1941 г. управление и 5-я АЭ полка (5 СБ, 6/5 Ар-2) перебазировались на аэр. Залющик (район Волхова).
В период с 9 по 13 октября все самолеты Ил-2 полка перелетели на Комендантский аэродром в Ленинграде.
С 19.10.1941 г. 5-я АЭ 57-го БАП перебазировалась с аэр. Залющик на аэр. Новинки в Новгородской области, а самолеты Пе-2 и Ил-2 остались на Комендантском аэродроме.
На основании приказа НК ВМФ №00361 от 19.10.1941 г. 57-й БАП был переименован в 57-й пикировочно-штурмовой авиационный полк.
В ноябре 1941 г. на аэр. Новинки с Комендантского аэродрома перебазировалась остальная часть полка.
11.12.1941 г. управление полка и одна эскадрилья самолетов Ил-2 перебазировалась на аэр. Новая Ладога. Остальная часть 57-го ПШАП зимой 1941-42 г.г. дислоцировалась на аэр. Борки на Ораниенбаумском плацдарме.
В конце мая 1942 г. в подчинение командиру 57-го ПШАП были переданы 25-я и 52-я отдельные ночные бомбардировочные авиационные эскадрильи, вооруженные самолетами У-2б.
На 22.06.1942 г. в 57-м ПШАП имелось: 10/8 Ил-2 и 1/1 У-2 (аэр. Гражданка, Ленинград) и 18/10 У-2 (аэр. Устье-Кировское Новгородской обл). В состав полка на это время входили: управление (1/1 У-2), 1-я АЭ (10/8 Ил-2), 25-я АЭ (2/2 У-2б), 52-я АЭ (9/8 У-2б). В ремонтных органах находилось 7/- У-2б.
К июлю 1942 г. все самолеты Пе-2 полка были потеряны (за исключением двух переданных в распоряжение разведывательного отдела Штаба ВВС БФ).
С 25.08.1942 г. 25-я и 52-я ОНБАЭ вышли из подчинения командиру 57-го ПШАП.
К осени 1942 г. в боевом составе полка остались только самолеты Ил-2, хотя сам полк продолжал именоваться пикировочно-штурмовым.
Осенью 1942 г. полк частью сил базировался на аэр. Новая Ладога и принимал участие в защите коммуникаций на Ладожском озере.
В ноябре 1942 г. 57-й ПШАП поэскадрильно базировался на аэр. Гражданка и Борки. Еще часть личного состава полка находилась в тылу на аэр. Богослово, получая самолеты Ил-2.
В конце 1942 г. АЭ самолетов Ил-2 полка передислоцировалась на о. Сескар.
По состоянию на 31.12.1942 г. в боевом составе 57-го ПШАП базирующегося на аэр. Гражданка, Борки, Богослово и о. Сескар числилось 24/23 Ил-2.
В январе 1943 г. самолетный парк полка был пополнен до 45 самолетов.
С 12 по 18 января 1943 г. полк штурмовыми ударами по аэродромам, железнодорожным узлам и батареям противника содействовал войскам Ленинградского фронта по прорыву блокады Ленинграда. Экипажи выполняли по 3-4 боевых вылета в день.
В феврале 1943 г. 57-й ПШАП основным составом базировался на аэр. Приютино.
Приказом НК ВМФ №79 от 01.03.1943 г. «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава»
57-й ПШАП был преобразован в 7-й гвардейский пикировочно-штурмовой авиационный полк.
21.03.1943 г. группа штурмовиков полка была передислоцирована с аэр. Борки на о. Лавенсаари.
С 25.04.1943 г. 7-й гв. ПШАП полк из состава 8-й БАБ был передан в состав 9-й штурмовой авиационной бригады ВВС БФ (бывш. 9-я ИАБ).
28.04.1943 г. 7-й гв. ПШАП перебазировался основным составом на аэр. Борки.
По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 7-го гв. ПШАП числилось 27 Ил-2: на аэр. Борки – 22/15 Ил-2; на аэр. Гражданка – 2/1 Ил-2; на аэр. Лавенсаари – 3/2 Ил-2.
07.09.1943 г. приказом Ком. БФ 1-я АЭ 7-го гв. ПШАП на о. Лавенсаари была оперативно подчинена командиру 3-го гв. ИАП.
13.02.1944 г. 7-й гв. ПШАП перелетел с аэр. Борки на аэр. Котлы.
Приказом НК ВМФ №00130 от 13.05.1944 г. устанавливался День части 1 марта – день преобразования полка в гвардейский.
31.05.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0474 от 09.06.1944 г.) «за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество»
7-й гв. ПШАП был награжден орденом Красного Знамени.
По состоянию на 01.07.1944 г. в составе 7-го гв. ПШАП на аэр. Котлы числилось 45 Ил-2.
В октябре – ноябре 1944 г. полк базируется на аэр. Пярну.
22.10.1944 г. приказом ВГК №0338 (объявлен приказом НК ВМФ №0801 от 26.10.1944 г.) за проявленное мужество и героизм в боях при освобождении столицы Эстонии 7-му гв. ПШАП
вместе с другими частями было присвоено почетное наименование «Таллинский».
15.12.1944 г. 7-й гв. ПШАП в составе дивизии перебазировался с аэр. Пярну на аэр. Кагул (о. Эзель), где находился до февраля 1945 г.
В марте 1945 г. полк передислоцировался на аэр. Дрессен (Литва), затем на аэр. Эльбинг, а с 15 апреля он базировался уже в Мариенбурге, Восточная Пруссия (ныне Мальборк, Польша). С января по апрель 1945 г. самолетный парк 7-го гв. ПШАП составлял 38 Ил-2.
20.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0215 от 25.04.1945 г.) за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
7-й гв. ПШАП ВВС БФ был награжден орденом Ушакова II-й степени.
30.04.1945 г. полк перебазировался на аэродромный узел Боденхаген/Кольберг (ныне Багич/Колобжег в Польше), где и встретил День Победы.
С 04.07.1945 г. 7-й гв. ПШАП был переформирован в 7-й гвардейский штурмовой авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк. Управление полка размещалось на аэр. Боденхаген.
К ноябрю 1947 г. 7-й гв. ШАП перевооружился на самолеты Ил-10.
На основании циркуляра НГШ ВМС №0024 от 02.03.1948 г. 7-й гв. ШАП был переименован в 87-й гвардейский штурмовой авиационный полк 92-й САД (бывш. 9-я ШАД) ВВС 4-го ВМФ, базируясь на аэр. Багич.
В марте 1954 г. 87-й гв. ШАП приступил к переучиванию на МиГ-15 на аэр. Пенемюнде (о. Узедом, Восточная Германия).
С 10.07.1954 г. 87-й гв. ШАП 601-й ШАД ВВС 4-го ВМФ на аэр. Пенемюнде был переформирован в 87-й гвардейский истребительный авиационный полк 601-й ИАД (бывш. 92-я САД).
25.01.1957 г. 87-й гв. ИАП перебазируется с аэр. Пенемюнде на аэр. Гарц на о. Узедом. К этому времени он перевооружился на истребители МиГ-17.
31.03.1958 г. 87-й гв. ИАП на аэр. Гарц был расформирован.
Встречаеются сокращения 57 бап 8 бабр, 57 сбап, 57 шап, 57 ап ВВС ВМФ, 57 пшап, 7 гпшап 9 шад, 7 гвпшап 11 шад,
7 ГШАТКОУП 9 ШАРКОУД ВВС КБФ.
Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении
На вооружении полка в разное время состояли СБ, Ар-2, Пе-2, ДБ-3б, Ил-4, Ил-2 различных модификаций, Ил-10, Р-5, Р-6, МиГ-15, МиГ-17, УСБ, У-2, С-2, УТ-1.
Лётчики у одноместного Ил-2.
The Il-2 plane of 57 PShAP Red navy airforce, wartime photo.
The modified Il-2 at foreground, the Il-2 bort number 24 at background. 1942.
Авиатехник Антон Львович Федоров с сослуживцами у штурмовика № 20 в зимнем камуфляже.
Winter camouflaged Il-2 attacker in Great Patriotic war.
Запуск мотора при помощи авиастартера AC-1 на базе бортового грузовика ГАЗ-АА. Другой кадр из серии - по клику.
The engine starter AS-1. Click to view other photo.
Штурмовик ст.лейтенанта Ненашева вылетает на задание с аэродрома Гражданка, сентябрь 1942 г.
Soviet Il-2 warplane at Grazhdanka airdrome.
The Il-2 attacker bort number 21
of 57 PShAP of Baltic Fleet Aviation.
Ил-2 № 21 (с подвешенными реактивными снарядами), в кабине - зам. комэска ГСС капитан А.А. Карасев. Сентябрь 1942 г.
Штурмовик Ил-2 б/н 10 Нельсона Степаняна.
Il-2 plane of Nelson Stepanyan. Color profile by M.Tessitori.
The Il-2 plane of Nelson Stepanyan. Color profile by M.Tessitori.
Нельсон Степанян на крыле Ил-2 б/н 55.
Ил-2 с двойным номером: бортовой 28, хвостовой 5. Увеличение фото - по клику.
The Il-2 aircraft featured two numbers: 28 and 5. Click to enlarge the photo.
Читка приказа Командующего КБФ о награждении летчиков полка медалями За оборону Ленинграда,
1943 г. На переднем плане - самолёт Пе-2.
Поврежденный Ил-2. По клику - выкадровка технической надписи (... заливать в баки 65 литров, в картер 16 литров.
При не слитой системе дозалить масло в баки ...).
The damaged Il-2. Click to enlarge the fragment.
Гв. старшина Александров - военный техник, фото 1944 г.
Командир 2-й эскадрильи Владимир Григорьевич Гончаров и
лётчица-штурмовик гв. лейт. Лидия Ивановна Шулайкина, апрель 1945 г.
Soviet Il-2 warplane at the airdrome.
Командиры
Командирами части были: А.Н.Суханов (апрель 1938 г. – апрель 1939 г.), С.И.Снетков (апрель-ноябрь 1939 г., снят), А.В.Бельский (ноябрь-декабрь 1939 г., ВрИД), Е.Н.Преображенский (декабрь 1939 г. – июль 1941 г.),
Г.И.Тужилкин (июль 1941 г. – август 1941 г., ВрИД), Ф.А.Морозов (август 1941 г. – ноябрь 1942 г., погиб), М.Н.Хроленко (ноябрь 1942 г. – сентябрь 1943 г.), ГСС А.А.Карасев (сентябрь 1943 г. – январь 1944 г.),
ДГСС А.Е.Мазуренко (январь 1944 г. – декабрь 1946 г.), ГСС К.С.Усенко (май-ноябрь 1947 г.), ГСС И.Г.Похлебаев (январь-август 1955 г.), С.С.Замазиев (с августа 1955 г. – в 1956 г.).
Благодарность за информацию - Павел Левшов.
Изображения - massimotessitori.altervista.org , goskatalog.ru , russiainphoto.ru , waralbum.ru
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес
pg_monster@mail.ru
7 гвардейский Краснознаменный пикировочно-штурмовой авиационный Таллинский ордена Ушакова полк ВВС ВМФ
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.