Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

10 гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ

[71 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ]

боевое Знамя красное Гвардейское 10 Гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного полка ВВС КБФ обр 1944


10th guards navy fighter regiment (71st navy fighter aviation regiment) VVS

       История полка

       С 13.09.1940 г. на основании приказа НК ВМФ №00218 от 25.08.1940 г. на аэр. Беззаботное начал формироваться 71-й истребительный авиационный полк в составе управления АП и черырёх ИАЭ.
       На формирование 1-й и 2-й АЭ обращались 94-я и 95-я ОИАЭ, а 3-я и 4-я АЭ формировались за счет личного состава и авиатехники 11-й, 12-й, 13-й ОИАЭ и 5-го ИАП с последующим восстановлением их состава к 01.12.1940 г. Полк подчинили командиру 10-й АБ ВВС БФ.
       К 20.09.1940 г. завершилось формирование 71-го ИАП в составе трех эскадрилий.
       На 01.10.1940 г. в полку имелось 36/34 И-153, 3/3 И-15бис, 4/4 У-2 и 27 экипажей.
       К 01.12.1940 г. была сформирована 4-я АЭ полка.
       Для формирования 5-й АЭ 71-го ИАП еще с октября 1940 г. выделялась часть самолетов (13 И-153 и 2 У-2) и личного состава 5-й АЭ 5-го ИАП ВВС БФ. Формируемая эскадрилья проходила слаживание и боевую подготовку при 5-м ИАП на аэр. Липово.
       Осенью 1940 г. 71-й ИАП, вооруженный истребителями И-15бис и И-153, перебазировался с аэр. Беззаботное на аэр. Лагсберг (г. Таллин).
       По состоянию на 01.12.1940 г. в боевом составе 71-го ИАП числилось 49/43 И-153, 3/3 И-15бис, 7/6 У-2 и 2 УТ-1 и УТ-2.
       На 22.06.1941 г. 71-й ИАП в полку числилось 52/50 И-153, 3/3 И-15бис, 1/1 УТ-1, 1/1 УТ-2, 7/4 У-2 и 96 летчиков (32 боеготовые ночью). До исхода дня 2-я АЭ полка перелетела с полевого аэр. Котлы на аэродром постоянного базирования Лагсберг и приступила к барражированию над ГВМБ Таллин.
       Перед самым началом войны в полк поступили 8 Як-1, которые были собраны и облетаны личным составом. Их передали на вооружение 1-й АЭ полка. Первые боевые вылеты на Як-1 были сделаны 30 июня. В конце июня 1-я АЭ получила еще 9 Як-1, а 3-я АЭ получила 3 МиГ-3, и приступила к переучиванию на этот истребитель. Все новые самолеты полка свели в так называемую Особую авиагруппу 61-й ИАБ с базированием на аэр. Котлы и Копорье.
       С началом войны две АЭ полка осуществляли оборону Главной ВМБ флота вплоть до оставления Таллина 28.08.1941 г. Самолеты Особой АГ (1-я и 3-я АЭ) из состава 71-го ИАП оперативно подчинили командиру 1-го ЗЕНАП, прикрывавшего ВМБ Кронштадт.
       В течение дня 24.06.1941 г. самолеты 4-й АЭ полка перелетели с аэр. Котлы (из полевого лагеря) в Таллин на аэр. Лагсберг. В этот же день 3 И-153 из состава 2-й АЭ перелетели с аэр. Лагсберг на аэр. Пярну для прикрытия аэродрома от налетов вражеской авиации.
       28.06.1941 г. 2-я АЭ 71-го ИАП перебазировалась на аэр. Ягала (27 км восточнее Таллина), а 1-я и 3-я АЭ оставались на аэр. Котлы.
       К 03.07.1941 г. 4-я АЭ полка перебазировалась с аэр. Лагсберг на аэр. Таллин (Юлемисте).
       04.07.1941 г. 16 И-153 полка с аэр. Котлы были перебазированы на аэр. Хаапсалу, а еще 11 И-153 1-й АЭ - с аэр. Лагсберг на аэр. Копорье. Там, оставив свои самолеты, девять экипажей вылетели в Саратов для получения новых Як-1.
       По состоянию на 12.07.1941 г. в боевом составе 71-го ИАП числилось:
- на аэр. Копорье – 7/4 И-153 и 10 летчиков;
- на аэр. Котлы - 3/2 МиГ-3 и 15 летчиков, 6/5 И-153 и 17 летчиков, 7/6 И-16 и 20 летчиков;
- аэр. Лагсберг (Таллин) – 8/7 И-153 и 8 летчиков;
- аэр. Ягала 8/1 И-153 и 8 летчиков.
       28.07.1941 г. 3-я АЭ 71-го ИАП (5 МиГ-3) была переброшена на о. Эзель (аэр. Кагул). Ее задачей было прикрытие на взлете и посадке самолетов Особой авиагруппы полковника Е.Н.Преображенского, выполняющей налеты на Берлин.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 71-го ИАП числилось 64 боевых, учебных и связных самолетов, в т.ч.: 11 Як-1, 19 И-153, 9 МиГ-3, 17 И-16, 2 УТИ-4, 6 У-2.
       24.08.1941 г. полк дислоцировался:
- аэр. Пельясар – 12 И-153;
- аэр. Клоога – 6 И-153;
- аэр. Виймси – 6 И-153;
- аэр. Лагсберг – 15 И-16;
- аэр. Сууркюль – 3 МиГ-3 (из состава 3-й АЭ).
       К исходу дня 28.08.1941 г. накануне оставления Балтийским флотом Таллина самолеты 71-го ИАП, базировавшиеся в Эстонии перелетели на аэр. Купля.
       02.09.1941 г. 71-й ИАП основным составом (13 И-153) перебазировался с аэр. Низино и Беззаботное на аэр. Бычье Поле. Полк приступил к ПВО ВМБ Кронштадт. В оперативном отношении он находился в подчинении командиру Кронштадтской ВМБ. Уже с нового места дислокации самолеты полка в тот же день стали выполнять вылеты на прикрытие ВМБ Кронштадт и транспортов завершающих переход из Таллина.
       07.09.1941 г. 71-й ИАП был передан в состав 61-й ИАБ ВВС БФ. В его составе числилось:
- на аэр. Бычье Поле 19/16 И-153 и 18 летчиков;
- на аэр. Беззаботное 5/5 И-16 и 5 летчиков.
       24.09.1941 г. на аэр. Бычье Поле перебазировались остальные силы полка.
       С октября 1941 г. 2-я АЭ полка, вооруженная самолетами И-15 и И-153, стала базироваться на о. Лавенсаари (ныне о. Мощный). Основной задачей данной эскадрильи было прикрытие с воздуха легких сил Балтийского флота, действующих в западной части Финского залива.
       С ноября 1941 г. 71-й ИАП оперативно подчинили начальнику ПВО Кронштадта.
       В конце ноября 1941 г. в состав полка вошли летчики 13-го ИАП, перелетевшие к этому времени с аэр. Ханко (Финляндия). Вскоре часть полка перебазировали на аэр. Новая Ладога и включили в Ладожскую авиационную группу. В ее составе в ноябре-декабре 1941 г. летчики полка участвовали в нанесении штурмовых ударов на Волховском участке фронта и под Тихвином, поддерживали с воздуха войска 54-й армии, отражавшие вражескую попытку замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда.
       В январе 1942 г. в составе 1-й и 2-й АЭ 71-го ИАП на аэр. Бычье Поле и Лавенсаари числилось 11 И-153 и 9 И-15бис. Кроме того, еще 8 И-15бис 3-й АЭ полка базировались на аэр. Новая Ладога.
       По состоянию на 28.02.1942 г. в полку имелось: 21 И-153 (в 1-й и 2-й АЭ), и 14 И-15бис (в З-й АЭ).
       В марте 1942 г. основные силы полка (1-я и 2-я АЭ) базировались на аэр. Бычье Поле в Кронштадте, а 3-я АЭ полка базировалась в Новой Ладоге. В этом месяце в полк была передана 1-я АЭ 11-го ШАП ВВС БФ на самолетах И-16.
       27.03.1942 г. 71-й ИАП понес тяжелую потерю. В этот день погиб командир полка полковник А.В.Коронец.
       В мае – июне 1942 г. основной задачей 71-го ИАП была борьба с немецкими самолетами-миноносцами «Хейнкель» Не-111, осуществлявшими по ночам скрытное минирование фарватеров и подходов к Кронштадтской и Островной ВМБ. Для противодействия этим налетам в конце мая основные силы полка перебазировались с аэр. Бычье Поле на аэр. Лавенсаари.
       Осенью 1942 г. подразделения 71-го ИАП базировались на аэр. Борки и Бычье Поле. Часть полка размещалась на аэр. Новая Ладога для защиты коммуникаций на Ладожском озере.
       22.10.1942 г. 5 И-15бис полка с аэр. Новая Ладога принимали участие в уничтожении морского десанта противника на о. Сухо в Ладожском озере.
       23.10.1942 г. Указом ПВС СССР «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» 71-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени. С начала Отечественной войны летчики полка сделали 15962 самолетовылета, из них 3715 — на штурмовку. В воздушных боях было уничтожено 143 самолета противника. На земле бомбоштурмовыми ударами было уничтожено и выведено из строя: 31 танк, 40 танкеток, более 700 автомашин с войсками и грузами, разбито 37 зенитных орудий, 3 паровоза, 58 вагонов, более 200 зенитно-пулеметных точек, сожжено и взорвано 10 складов с горючим и боеприпасами, потоплено 14 мелких кораблей противника, сбито 5 аэростатов заграждения.
       По состоянию на 31.12.1942 г. в боевом составе полка, базирующегося на аэр. Лавенсаари, Новая Ладога и Пильна числилось 15/13 самолетов И-16 и И-153.
       С декабря 1942 г. по апрель 1943 г. 71-й ИАП входил в состав вновь сформированной 9-й истребительной авиационной бригады ВВС БФ, управление которой расположилось на том же аэр. Новая Ладога. После переформирования в апреле 1943 г. 9-й ИАБ в штурмовую бригаду полк вновь вернулся в 61-ю ИАБ (с июля 1943 г. – 1-я гв. ИАД).
       В январе 1943 г. полк двумя эскадрильями самолетов И-16 и И-153 базировался на аэр. Приютино, Борки, Гражданка и обеспечивал боевые действия 57-го ПШАП, участвуя в операции советских войск ко прорыву кольца блокады Ленинграда. Еще одна АЭ базировалась на о. Лавенсаари.
       В феврале 1943 г. полк принимал участие в Красноборской наступательной операции советских войск.
       05.03.1943 г. 14 И-16 71-го ИАП с аэродромов Приютино, Борки и Гражданка перелетели на аэр. Новая Ладога, а 10 И-153 - с аэр. Приютино на о. Лавенсаари. В дальнейшем весь полк собрался на этом острове. Базируясь на Лавенсаари, полк имел задачу прикрытия Островной ВМБ, кораблей и транспортов, стоящих в базе.
       По состоянию на 14.05.1943 г. полк имел в боевом составе 12 И-15бис, 9 И-153 и 7 И-16.
       Приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 г. «за отличное выполнение боевых заданий командования, стойкость, мужество и героизм личного состава, за высокую дисциплину и организованность» 71-й ИАП был преобразован в 10-й гвардейский истребительный авиационный полк 61-й ИАБ ВВС БФ.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 10-го гв. ИАП числилось:
- на аэр. Бычье Поле - 4/2 И-16 и 1/- И-153;
- на аэр. Лавенсаари – 4/3 И-16 и 11/8 И-153.
       В начале июля 1943 г. основную часть личного состава полка (2-я и 3-я АЭ) направили в тыл на аэр. Новинки для переучивания на самолеты Ла-5. В то же время около 10 самолетов И-153 из состава 1-й АЭ полка базировались на площадке о. Лавенсаари, которые 18.07.1943 г. были сменены истребителями Ла-5 из состава 3-го гв. ИАП. Кроме того, еще не менее 20 самолетов полка И-15бис, И-153 и И-16 хранились на аэр. Бычье Поле. Самолеты И-16 перегонялись летчиками полка с аэр. Бычье Поле на аэр. Новая Ладога.
       В сентябре 1943 г. 2-я и 3-я АЭ 10-го гв. ИАП, завершив переучивание и перевооружение на Ла-5, перебазировались на аэр. Новая Ладога.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в боевом составе этих двух эскадрилий числилось 15 Ла-5, 2 У-2 и 25 летчиков.
       15.01.1944 г. 2-я и 3-я АЭ 10-го гв. ИАП перебазировались с аэр. Новая Ладога на аэр. Бычье Поле в Кронштадте. Вместо них на укомплектование и перевооружение была направлена 1-я АЭ полка.
       В июне 1944 г. полк в составе 1-й гв. ИАД принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск, осуществляя прикрытие кораблей и десантов морской пехоты, а также сухопутных войск, действующих вдоль северного побережья Финского залива.
       По состоянию на 01.07.1944 г. на аэр. Бычье Поле в двух АЭ полка имелось на вооружении 35 Ла-5. Еще одна АЭ полка завершала укомплектование и перевооружение на аэр. Новинки.
       27.09.1944 г. 1-я АЭ 10-го гв. ИАП на самолетах Ла-5 перебазировалась на аэр. Бычье Поле.
       По состоянию на 01.11.1944 г. в полку, базирующемуся на аэр. Бычье Поле насчитывалось 43 Ла-5 и 59 летчиков.
       С началом Моонзундской наступательной операции советских войск 2-я АЭ полка была перебазирована на о. Эзель и в течение следующих 4-х месяцев базировалась там на аэр. Кагул.
       По состоянию на начало 1945 г. в боевом составе 10-го гв. ИАП числилось 27 Ла-5 на аэр. Бычье Поле, 14 Ла-5 на аэр. Кагул.
       В феврале 1945 г. 10-й гв. ИАП основным составом вместе с управлением 1-й гв. ИАД перебазировался с аэр. Бычье Поле на аэр. Лагсберг (Таллин).
       18.04.1945 г. 2-я АЭ полка перелетела с аэр. Кагул на Лагсберг, где к тому времени базировались штаб и основные силы полка.
       По состоянию на конец мая 1945 г. 10-й гв. ИАП базировался на аэр. Лагсберг составом 40 Ла-5 и 47 летчиков.
       С марта 1946 г. 10-й гв. ИАП 1-й гв. ИАД (в 1948 г. переименована в 24-ю гв. ИАД) входил в состав ВВС Югобалтийского флота (с февраля 1947 г. 4-й ВМФ).
       К ноябрю 1946 г. полк вооруженный самолетами Ла-5 с аэр. Лагсберг перебазировался на аэр. Нойтиф (ныне Коса).
       По состоянию на 1947 г. полк был вооружен самолетами Ла-7, но уже к 1948 г. 10-й гв. ИАП перевооружился на истребители Р-63 «Кингкобра» и Р-39 «Аэрокобра». В июле того же года в полку остались только истребители Р-63 «Кингкобра» в дополнение к которым поступили самолеты Як-11.
       С 15.05.1950 г. согласно приказу Ком. ВВС 4-го ВМФ №00180 от 08.06.1950 г. самолеты Р-63 «Кингкобра» передали в 246-й гв. ИАП, а личный состав и штаб 10-го гв. ИАП в связи с реконструкцией аэр. Коса передислоцировались на аэр. Чкаловск (ранее Зидлунг/Танненвальде). Там полк первым из истребительных частей ВВС ВМФ получил на вооружение реактивные истребители МиГ-15 и начал переучивание на них. На базе полка происходило переучивание на МиГ-15 летного состава ВВС других флотов.
       31.05.1950 г. в полку начались плановые полеты на реактивных самолетах МиГ-15.
       В октябре 1952 г. 10-й гв. ИАП на аэр. Чкаловск в составе 24-й гв. ИАД был передан в 54-й ИАК 30-й ВА ВВС.
       Спустя всего полгода с 17.05.1953 г. 10-й гв. ИАП был вновь принят от 54-го ИАК 30-й ВА в состав ВВС 4-го ВМФ
       С 10.09.1954 г. полк передислоцировался с аэр. Чкаловск на аэр. Мамоново.
       В середине 50-х годов 10-й гв. ИАП перевооружился на МиГ-17.
       15.07.1959 г. 10-й гв. ИАП на аэр. Мамоново был расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
22.06.194110.09.194110 сабрВВС Краснознаменного
Балтийского флота
10.09.194110.07.194361 иабр / 3 иад
13.01.194409.05.19451 гиад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено более 20 000 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 197 самолетов противника, на аэродромах уничтожен 21 самолет. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли самолеты И-15бис, И-153, И-16, УТИ-4, У-2, УТ-1, УТ-2, Як-1, МиГ-3, Ла-5, Ла-7, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Як-11, МиГ-15, МиГ-17.
ДатаИзвестный боевой состав
22.06.1941И-153, МиГ-3, Як-1, И-15бис
28.02.194221 И-153 и 14 И-15бис
14.05.19439 И-153, 7 И-16, 12 И-15бис
01.07.194435 Ла-5
01.11.194443 Ла-5
09.05.194540 Ла-5

       С 1943 года отличительным признаком истребителей ВВС КБФ (3 гиап, 4 гиап, 10 гиап, 14 гиап, 11 иап, 12 иап, 21 иап) были белые коки винтов и рули направления.


1. И-15бис : (июнь 1941 г. — июль 1943 г.)

Russian navy biplane ftr WWII photo.
Самолет И-15бис с белым бортовым номером 30, пилотируемый полковым комиссаром Сербиным, июнь 1942 г.
Советский Самолет И-15-бис СССР
Soviet fighter I-15bis white number 30. Color profile by M.Bykov.


2. И-153 : (июнь 1941 г. — июль 1943 г.)

По мемуарам Н.А. Губанова, флотские Чайки отличались от армейских наличием на хвостах звездочек.

фотокарточка 71-й морской ап авп
Командир 1 эскадрильи лейтенант Григорий Иванович Пушкин у И-153 на аэродроме Бычье Поле (остров Котлин) в ноябре 1941 г.

10 гиап кбф Лавенсаари 1942-44
И-153 б/н 12 на Лавенсаари. Предположительно - 10 гиап (71 иап) ВВС ВМФ.

Эпизоды боевой службы авиаторов Островной ВМБ КБФ Лавенсаари. Самолет заводят в капонир 1942-43
Самолёт И-153 заводят в капонир на Лавенсаари. Предположительно - 10 гиап (71 иап) ВВС ВМФ.

Бипланы 71 авп балтфлота фото ВОВ.
"Чайки" с подвешенными реактивными снарядами перед взлетом с Лавенсаари. Другой ракурс фото по клику.
The I-153 biplanes are taking off. Click to other view of the picture.

wartime picture rocket armed airplane USSR.
Истребители И-153 с РС-82 в августе 1942 г., Лавенсаари. Увеличение фото - по клику.
The I-153 numbers 102 and 24 of 71 IAP KBF at Lavansaari Island in the Gulf of Finland in August 1942. Click to enlarge the picture.

Крепление унифицированное, отвернуть 2 винта да поменять недолго.
Самолёт И-153 б/н 24 комэска капитана К.В. Соловьёва. Под крылом подвешены авиабомбы АО-25. 1942–1943 гг. Увеличение фото - по клику.
Авиация РККФ
The I-153 bort number white 24 was flown by squadron leader Capt. K.V.Solovyov, drawing by Tapani Tuomanen.

ftr i153 ww2 foto insignia.
И-153 б/н 102 майора П.И.Бискупа. Аэродром острова Лавенсаари, август 1942 г.
The I-153 plane number white 102 was flown by Major P.I. Biskup.

71 кап (10 гкап) ВВС КБФ
Самолёт И-153 "Чайка" с белым бортовым номером 45. Фото 1942 г.

22.08.1942 либо зима 1942–43 гг
Самолёт И-153 с ракетами РС-82 капитана А.Г.Батурина. Увеличение фото - по клику.
Soviet I-153 fighters №№ 50 & 29 of 71 IAP of Baltic fleet. Click to enlarge the picture.
Боевое использование И153.
Реконструкция внешнего вида "Чайки" с номером 50, автор - М.Быков.

Бипланы Чайки в бою.
И-153 № 61 на аэродроме Бычье поле, Кронштадт, зима 1942-43 гг.

Russian Gull warplane in combat. I153 bort numbers photograhy.
Истребитель И-153 с белым бортовым номером 75 выруливает на взлёт.
Soviet plane I-153 № 75 without the shutters.
Боевое использование Чаек Действия авиации островной ВМБ КБФ (Лавенсаари)
Истребитель И-153 № 93 на Лавансаари, фотография августа 1942 г.
The I-153 of 71 IAP VVS KBF in August 1942.
исторический формуляр авиачасти
И-153 № 93 заводится от автостартера № Ф1-38-12, Лавенсаари. Другой кадр - по клику.
The I-153 white number 93. Click to view other photo.
Цветной профиль И153 боевая раскраска
The I-153 bort number 93 drawing by Tapani Tuomanen.


И-153 на лыжном шасси, с ракетным вооружением (РС-82). Увеличение фото - по клику.
The skied I-153 armed with the RS-82 rockets. Click to enlarge the photography.

фото-карточка 71-й авп
Якушев Борис Васильевич и его боевые товарищи рядом с "Чайкой" № 88.
Russian pilots near the biplane fighter I-153 bort number 88, photo of 1942.


3. МиГ-3 : (июнь 1941 г. — )

фото МиГ3 в ВОВ 10 ГвИАП ВВС КБФ
Авиатехник Федосин Яков Федорович с сослуживцем у замаскированного самолета МиГ-3.
фотоснимок МиГ3 ВОВ 10 ГИАКП
Soviet MiG-3 warplane, WWII photography.


4. Як-1 : (июнь — сентябрь 1941 г.)
Сентябрь 1941 года - несколько машин передано в 5 иап ВВС КБФ.

с неубирающимися шасси? 
фото с Як-7В скорее всего это Як-7Б(У), у Як-7В подкос стойки это обычная труба, и ниши шасси как таковой у него нет
Учебно-тренировочный истребитель Як-7Б(У) полка.
Soviet Yak-7B(U) trainer plane photo.


5. И-16 : (июнь 1941 г. — июль 1943 г.)

16.09.1942 - некоторое количество самолетов И-16 передано в 12 оиаэ ВВС ВМФ.

история и боевой путь авиаполка
Пристрелка вооружения истребителя И-16 б/н 75 сержанта Сагалаева В.П. на аэродроме Лавансаари, лето 1942 г. На крыле - Белоконь И.В.
The I-16 type 29 № 75 fighter in Great Patriotic war.

Бискун цифра 71 авп действующая армия
Лётчик Бискуп на фоне И-16 с цифрой 5 на пропеллере, июнь 1942 г.

Полковой комиссар летчик-истребитель Сербин И.И. 1942
Полковой комиссар Сербин Иван Иванович у И-16 б/н 21, июнь 1942 г. Другая фотография - по клику.
The I-16 aircraft № 21, the photo of June 1942. Click to view other picture.
71st IAP 10th GvIAP VVS VMF photo in WWII I-16-29
71 авиационный полк. Майор Владимир Степанович Корешков. 20 июня 1942 г. сбил три самолета фашистов и три в групповом бою. КБФ
Майор Владимир Степанович Корешков рядом с этим же И-16 б/н 21, фотография июня 1942 г.


Комиссар полка Бискуп, комдив Корешков, комиссар ВВС Сербин, июль 1942 г.

И16 фото ВОВ. 10 гиап (71 иап) ВВС ВМФ - самолеты и эмблемы
Солтыс Василий Корнеевич в кабине истребителя б/н 25.
Летчики 71 гвардейского авиаполка В.А. Абрамов, Н.А. Брюханов, В.Н. Розов и В.И. Парфенов. май 43
Летчики В.А. Абрамов, Н.А. Брюханов, В.Н. Розов и В.И. Парфенов на фоне И-16 № 25, май 1943 г. Другой ракурс фото по клику.
Эпизоды боевой деятельности истребительной авиации Островной ВМБ КБФ. На старте. 43-44
И-16 № 25 с автостартером на Островной ВМБ КБФ.

Трудящиеся Кронштадта в гостях у летчиков В 1942 году день авиации отмечали 18 августа (во вторник), единственный раз с момента образования праздника не в выходной
В день авиации ст. лейтенант Шварев рассказывает трудящимся г. Кронштадта о работе истребителей. Август 1942 г.


6. Ла-5 : (январь 1944 г. — май 1945 г.)

БКЗ СССР
Летчик капитан Абрамов в кабине истребителя «Пензенский комсомолец», 1944 г. На борту изображены знак гвардии и орден Красного знамени. Другой ракурс фото по клику.
Capt. Abramov in his "Penzenskiy Komsomolets" fighter cockpit. Click to another frame.
БКЗ СССР
Истребитель Ла-5ФН № 93 «Пензенский комсомолец». Реконструкция внешнего вида выполнена А. Петровым.

Ла5ФН фото ВОВ 10 ГвИАП КБФ действующая армия
Рядом с фонарём кабины Ла-5ФН нанесена победная звёздочка. 1944 год.

10th guards navy fighter air regiment (71st navy fighter aviation unit)
Техническое обслуживание истребителя Ла-5, фотоснимок 1944 года.

Ла5ФН фото ВОВ 10 ГИАП КБФ
The La-5FN aircraft of 10 GIAP of Baltic fleet, the photo of 1944.

10 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ
Неизвестный летчик на крыле Ла-5ФН, 1944 год.
Unknown pilot at the the La-5FN's wing.


Иван Семенов, Кулижников, Иван Жучков, на фоне Ла-5 № 71, май 1944 г.

Ла5ФН фото ВОВ Сталинские соколы
The La-5FN fighters №№ 31, 95, .., of 10 GIAP VVS VMF in 1944.
Дежурное звено перед вылетом на боевое задание
Ла-5ФН с бортовым номером 84.

10 ГвИАП БФ
Летчик Рязанов Александр Иванович (летал на Ла-5 с номером 60) с боевыми товарищами. Увеличение фото - по клику.
Ryazanov A.I. and other pilots of 10th navy GIAP near the La-5 plane. Click to enlarge the picture.

La5FN W.W.2 foto
Неизвестный летчик у Ла-5ФН с рисунком атакующего орла, фото 1944 г.
Unknown pilot aside the La-5FN warplane.

Ла5 в ВОВ СССР
Ромашко, Марколов, Осипов, Чернышёв, Федосин у истребителя Ла-5ФН.

10-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС Балтфлота. Фотографии и история
Неизвестный летчик полка на крыле истребителя Ла-5ФН.
Unknown pilot at the the La-5FN's wing.

Оружейник гв.старший сержант Козобрат. КБФ.
Оружейник гв.старший сержант Козобрат, фото 1944-45 гг.

Гв. старший лейтенант Гонкало, сбивший самолет противника при помощи радионаведения. КБФ
Гв. старший лейтенант Гопкало, фото 1944-45 гг.

       Командиры полка


       Полком командовали: Алексей Васильевич Коронец (сентябрь 1940 г. – март 1942 г., погиб), Петр Игнатьевич Бискуп (март-апрель 1942 г., ВрИО), Владимир Степанович Корешков (апрель-октябрь 1942 г.), Константин Гаврилович Теплинский (октябрь 1942 г. - апрель 1943 г.), Иван Михайлович Рассудков (апрель-ноябрь 1943 г.), Терентий Антонович Усыченко (ноябрь 1943 г. - январь 1945 г.), ГСС Шаров Дмитрий Шаров (январь 1945 г. - октябрь 1947 г.), А.Е.Тульский (октябрь 1947 г. - март 1949 г.), И.П.Караваев (март 1949 г. – ноябрь 1951 г.), Малиновский (был в 1957-59 гг.).







10-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС КБФ

10 ГИАКП, 10 ГКИАП, Балтфлот, 94-я и 95-я отдельные истребительные авиационные эскадрильи
Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Изображения - Федосин Вадим , massimotessitori.altervista.org , waralbum.ru .
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

10 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк ВВС ВМФ

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.