Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

3 гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ

[5 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ]



боевое Знамя красное 4 Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС БФ

3rd guards navy fighter regiment (5th navy fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       5 истребительный авиаполк сформирован в ВВС Краснознаменного Балтийского флота в апреле 1938 года в составе 4 эскадрилий. Основой для формирования послужила 3 отдельная истребительная авиаэскадрилья ВВС КБФ.
       1939 год - В полку сформирована специальная эскадрилья, принявшая участие в боевых действиях во время советско-японского конфликта на р. Халхин-Гол.
       25.06.1941 в состав полка передана 3 эскадрилья 13 иап ВВС КБФ.
       Сентябрь 1941 г. - Переформирован по 3-эскадрильному штату. При этом 4 и 5 аэ были перебазированы в Новую Ладогу, где вошли в состав Специальной группы Морской авиации (Ладожская АГ).
       18.01.1942 За мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с фашистскими захватчиками, приказом НК ВМФ СССР № 10 5 иап ВВС ВМФ преобразован в 3 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.
       Май 1942 г. - В начале месяца полк перелетел на тыловой аэр. Богослова, где был переформирован по 2-эскадрильному штату.
       10.11.1942–14.11.1942 Вновь переведен на штат 3 эскадрилий.
       06.03.1945 За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума ВС СССР 3 гиап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       28.05.1945 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом и крепостью Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 3 гиап ВВС ВМФ награжден орденом Ушакова II степени.
       В документах встречаются сокращения 3 ГИАП 61 АБ ВВС КБФ, 3 гв. иап 1 гв. иад, 3 гвиап 1 гвиад, 3 ГИАП 1 ГИАД, 3 ГКИАП, 3 ГИАКП, 3 ГКИАОУП, 3 ГИАКОУП, 3 ГИАКП 1 ГИАВКД ВВС БФ.
       11.12.1948 Переименован в 223 гвардейский истребительный авиационный полк 24 гиад ВВС 4 ВМФ (циркуляр НМГШ ВМС № 0056 от 10.04.1948).
       31.05.1960 223 гиап расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
30.11.193913.03.194061 иабрВВС Краснознаменного
Балтийского флота
советско-финляндская война
22.06.1941май 1942     25.06.1941 для усиления охраны с воздуха Ленинграда и Кронштадта в состав полка передана 3 эскадрилья 13 иап ВВС КБФ.
    26.06.1941 5 эскадрилья полка перебазировалась на аэр. Кагул (о. Эзель) и вошла в состав авиагруппы Береговой обороны Балтийского района.
    В сентябре 1941 года 4 и 5 аэ были перебазированы в Новую Ладогу, где вошли в состав Специальной группы Морской авиации (Ладожская АГ).
11.08.194209.05.194561 иабр / 3 иад / 1 гиад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Во время советско-финляндской войны совершено 4158 боевых вылетов.

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено более 20 000 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 487 самолетов противника, и 20 - на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.
       Собственные безвозвратные потери составили 178 самолетов.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное время стояли И-15бис, И-16, И-153, УТИ-4, УТ-1, УТ-2, У-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, «Харрикейн», Ла-5, Ла-7, Р-39 «Аэрокобра», Як-11, МиГ-15, МиГ-17.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.1941И-16, МиГ-3, И-15бис
сентябрь 19411 и 2 эскадрильи - МиГ-3, 3 аэ - ЛаГГ-3 и Як-1
28.02.194213 МиГ-3, 5 ЛаГГ-3, 4 Як-1
11.08.194223 «Харрикейн» (две аэ)
конец 1942только ЛаГГ-3
01.04.43ЛаГГ-3ф 8/1, ЛаГГ-3 2/0, И-16 1/0, УТИ-4 1/0, У-2 0/1 (исправные/неисправные)
01.05.43ЛаГГ-3 7/1, У-2 0/1 (исправные/неисправные)
01.07.43Як-1б 9/1, Ла-5 3/0, Як-7б 1/0, Як-7у 1/0, У-2 1/0 (исправные/неисправные)
01.08.43Як-1б (одна аэ) 8/1, Ла-5 (две аэ) 16/1 (исправные/неисправные)
01.09.43Як-1б 5/1, Ла-5 14/5, У-2 1/0 (исправные/неисправные)
01.10.43Ла-5 26/6, У-2 1/0 (исправные/неисправные)
01.12.43Ла-5 25/6, УТИ-4 1/0, У-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.02.44Ла-5 28/1, И-16 0/1, УТИ-4 1/0, У-2 3/0 (исправные/неисправные)
01.03.44Ла-5 21/7, И-16 1/0, УТИ-4 1/0, У-2 2/1, УТ-1 1/0 (исправные/неисправные)
01.04.44Ла-5 22/8, Ла-5у 1/0, И-16 1/0, У-2 2/1, УТ-1 1/0 (исправные/неисправные)
01.05.44Ла-5 30/5, Ла-5у 1/0, И-16 1/0, У-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.06.44Ла-5 29/5, Ла-5у 1/0, И-16 1/0, У-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.07.44Ла-5 28/8, Ла-5у 1/0, И-16 1/0, У-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.08.44Ла-5 36/3, Ла-5у 1/0, И-16 1/0, У-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.09.44Ла-5 35/3, Ла-5у 1/0, И-16 1/0, По-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.10.44Ла-5 40/2, Ла-5у 1/0, И-16 1/0, По-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.11.44Ла-5 36/2, Ла-7 11/18, Ла-5у 1/0, И-16 1/0, По-2 1/0 (исправные/неисправные)
01.12.44Ла-7 29/0, Ла-5 21/0, Ла-5у 1/0, По-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.01.45Ла-7 20/8, Ла-5 13/0, Ла-5у 1/0, По-2 2/0 (исправные/неисправные)
01.02.45Ла-7 15/17, Ла-5 8/0, Ла-5у 1/0, По-2 1/0 (исправные/неисправные)
01.03.45Ла-7 23/9, Ла-5 8/0, Ла-5у 1/0, По-2 1/0 (исправные/неисправные)
01.04.45Ла-7 15/13, Ла-5 9/2, Ла-5у 1/0, По-2 1/0 (исправные/неисправные)
01.05.45Ла-7 21/5, Ла-5 9/1, Ла-5у 1/0, По-2 1/0 (исправные/неисправные)

       С 1943 года отличительным признаком истребителей ВВС КБФ (3 гиап, 4 гиап, 10 гиап, 14 гиап, 11 иап, 12 иап, 21 иап) были белые коки винтов и рули направления.


1. И-15бис (декабрь 1939 г. — сентябрь 1941 года.)

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество летчики КБФ, награжденные орденом Красного Знамени: капитан П.Г. Артемьев, батальонный комиссар А.В. Бондаренко, ст. лейтенант А.П. Борисов и лейтенант М.К. Башкиров.
Лётчики, награжденные орденом Красного Знамени: капитан П.Г. Артемьев, батальонный комиссар А.В. Бондаренко, ст. лейтенант А.П. Борисов и лейтенант М.К. Башкиров. 1940 год.
Soviet pilots aside the fighter I-15bis in 1940.


2. И-16 (декабрь 1939 г. — сентябрь 1941 года)
25.06.1941 - принята 3 эскадрилья 13 иап ВВС КБФ.

Фотография. КБФ ВВС. Н-ская часть истребительной авиации перед полетом. Летчик Н-ской истребительной эскадрильи возвращается после полета
И-16 с пушечным вооружением. Август 1939 г. Другая фотография - по клику.
The I-16 fighters. Click to view other photo.


Фотография. КБФ. ВВС. Командир части, Н-ской истребительной эскадрильи - орденоносец капитан Редкин объясняет задание летчикам-истребителям перед полетом
И-16 с тактическим номером 15. Командир эскадрильи капитан Редкин объясняет задание летчикам. Август 1939 г.

ВВС КБФ. В ожидании задания. Игра в шахматы Н - ская часть истребительной авиации.
Игра в шахматы на фоне И-16.

Из жизни авиации КБФ. Перед вылетом на аэродроме (справа капитан Редкин)
У И-16, справа - капитан Редкин. Фото 1940 г.

КБФ. ВВС. Н-ская часть истребительной авиации. Летчики-истребители перед полетом.
Строй И-16, видны номера 9 и 10. Увеличение фотографии - по клику.
The I-16 fighters. Click to enlarge the photo.


КБФ. ВВС. Н-ская часть истребительной авиации. Летчики-истребители перед полетом. Август 1939
И-16 на аэродроме, виден номер 10.

Морские истребители перед вылетом (5 истребительный авиаполк). 1940.
И-16 тип 5 на взлёте.
The I-16 type 5 fighters in 1940.


Из жизни авиации КБФ. Разбор задания перед полетом (над картой капитан Редкин)
У И-16, над картой - капитан Редкин. Фото 1940 г.

Из жизни авиации КБФ. Разбор учебных полетов выплнения задания в 5 истребительном авиаполку
Разбор учебных полетов рядом с И-16, фотография 1940 г.

ФКП при боевом использовании обычно снимали, это фото явно мирного времени, их ставили тольтко для учебных стрельб. Подставка, конечно, могла оставаться, но и она снималась.
Истребитель И-16 тип 17 с тактическим номером 6. Дежурное звено 4-й авиационной эскадрильи лейтенанта Лебедева. Стоят слева-направо: техник Даниленко, летчик Парамонов, командир звена Лебедев, летчик Володин, техник Марков, сидит техник звена Шмыров.
profile Russian i16 tip 17 identification mark 6
Soviet I-16 type 17 fighter.



3. МиГ-3 (июнь 1941 г. — май 1942 г.)

WWII photo MiG3 ftr
МиГ-3, на котором пилот Н.Есин совершил аварийную посадку в июле 1941 года. Самолет в стандартном предвоенном камуфляже.
Ditched MiG-3 fighter.

цветной профиль миг3 РККФ.
Реконструкция внешнего вида истребителя МиГ-3 с номером 1. Автор - М.Ю.Быков.

WWII color photo MiG3 USSR
This MiG-3 preserved in a depot of the museum, still with the original colors. It shows dark red color of the number (with the blue-green outline) and of the trim tabs of the rudder and of the right elevator.


Герой Советского Союза, летчик-истребитель Кондратьев
Герой Советского Союза летчик Кондратьев, фото 20 декабря 1941 г.


4. ЛаГГ-3 использовались в течении двух временных периодов (сентябрь 1941 г. — май 1942 г.; январь 43 г. — май 1943 г.)

Балтфлот ВМВ в бою.
Летчики ст. лейтенанты Г.Д. Костылев и С.И. Сухов у ЛаГГ-3 с номером 35. 20 декабря 1941.
Балтфлот.
ЛаГГ-3 с бортовым номером 35, зима 41/42 (первый период эксплуатации). Автор изображения - Massimo Tessitori.
Soviet LaGG-3 warplane number 35.


Истребитель ЛаГГ-3 пилота 3-й эскадрилии 3-го Гвардейского авиационного полка 61-й авиационной бригады ВВС КБФ гвардии сержанта Тихона Свиридовича Жучкова. Зима 1943 г. Ленинградский фронт
Истребитель ЛаГГ-3 серии 35 сержанта Тихона Жукова, январь 1943 года (второй период эксплуатации).
The LaGG-3 fighter of 35th seria, board number red 52.

WWI airplane
Самолет ЛаГГ-3 с красным бортовым номером 52, январь 1943 года. Автор изображения - М.Ю.Быков.

WWII USSR airplane in combat
Истребитель ЛаГГ-3, январь 1943 года (второй период эксплуатации).
Soviet LaGG-3 fighter number 59.

wartime lagg3 picture.
ЛаГГ-3 с бортовым номером 59 летчика И.А.Каберова, январь 1943 года. Автор изображения - М.Ю.Быков.

ГСС снимок 3 гв. ап КБФ ЛФ
Львов Семён Иванович в кабине ЛаГГ-3. По всей видимости, при ремонте истребителя заменен руль направления; зимний камуфляж сильно изношен.
Soviet LaGG-3 plane number 30 of pilot Lvov.

камуфляжная окраска.
Самолет ЛаГГ-3 с бортовым номером 30, зима 1942-43 гг. Ленфронт. Автор изображения - М.Ю.Быков.

Перед вылетом на боевое задание командир эскадрильи капитан Каберов И.А. дает указания своим летчикам на Карельском перешейке во время прорыва блокады Ленинграда
Командир эскадрильи капитан Каберов И.А. дает указания своим летчикам на Карельском перешейке, январь 1943.

Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину.
Каберов Игорь Александрович у своего истребителя (перекрашенного после зимней эксплуатации), весна 1943 года, ленфронт.
Ace Kaberov near LaGG-3 № 59 at Leningrad front in spring 1943.


Фото ВОВ лагг3.
Soviet LaGG-3 fighter tactical number 64.

3-й гв. истребительный авиаполк. Седов - гв. капитан на дежурстве.
Гвардии капитан Седов в кабине ЛаГГ-3 с бортовым номером 64. Начало 1943 г.
боевая раскраска
Реконструкция окраски, автор - Михаил Быков.

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Военно-морского флота СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Татаренко Дмитрий Митрофанович, март 1943 года. На самолете - знак гвардии.
Ace D.M.Tatarenko.



5. Як-1 (сентябрь 1941 г. — март 1942 г.)
в сентябре 1941 года несколько машин получено от 71 иап ВВС КБФ.

фотоснимок воины-балтийцы ВОВ.
Гвардии капитан А.Ф. Мясников, гвардии капитан Г.Д. Костылев, комиссар полка Исакович рядом с истребителем Як-1. Увеличение фотографии - по клику.
Ace Kostylyov near the Yak-1 plane. Click to enlarge the picture.


морской пилот балтиец.
Летчик Мясников в кабине Як-1 в зимней камуфляжной окраске.
Pilot Myasnikov in Yak-1, photo of winter 1941-42.


Георгий Дмитриевич Костылев в лётном костюме у самолёта
Георгий Дмитриевич Костылев у самолёта, 1941-42 гг.
подпись: «Любимому другу Паше в знак большой дружбы. Г. Костылев 6.06.49 г.»


6. «Харрикейн» (август — ноябрь 1942 г.)
Применялись перевооруженные по советскому стандарту самолеты модификации Mk IIb.

.
«Харрикейн» № 03, район Синявино, осень 1942 года.
Hawker Hurricane fighter № 02 of Baltic navy 3 giap.

Перевооружение на английские истребители Hawker Hurricane на тыловом аэр. Богослово.
Герой Советского Союза М.А.Ефимов у своего истребителя «Харрикейн».

3 гвиап БФ СССР
Техсостав 3 АЭ во время переучивания.

ураган Красный балтиец.
Самолет «Харрикейн» № 21 с нанесенными отметками побед и надписью «Победы гв. к-на Костылева».
Hawker Hurricane plane № 21 of Baltic fleet 3rd GIAP.


потому что мы пилоты балтийцы.
Летчики на фоне «Харрикейнов»: Г.Д. Костылев, С.И.Львов, Б.Седов, И.А.Каберов, М.А.Ефимов, С.Сухов. Аэродром Борки.
Другая фотография из серии - по клику.
The pilots aside the Hurricanes. Click to other view of the picture.


7. Як-1Б (июль — октябрь 1943 г.)

Эпизоды боевой службы авиаторов Островной ВМБ КБФ Лавенсаари. На боевое задание.
Як-1Б № 1 на стоянке. На посадку заходит Ла-5.

Эпизоды боевой деятельности истребительной авиации Островной ВМБ КБФ. Заправка.
Заправка Як-1Б № 16.


Летчик гв. лейтенант Левченко Г.Н., 1943 г.

Советские балтийцы ВМВ 3 гап.
Истребители Як-1Б с бортовыми номерами 47 и 24 (дежурное звено на старте), 1943 г.
Soviet Yak-1b fighters, photo of summer 1943.

.
Як-1Б, на котором летом 1943 года летал Кучеров Николай Петрович. Автор изображения - М.Ю.Быков.
nose art jak-1b.
Личный состав полка у самолетов Як-1Б.

Jak-1b
Лавенсаари, лето 1943 г. Летчики Л.П. Савкин и И.П. Кучеров дежурят в самолетах Як-1Б на старте.

jak1b Russian Yak1b ftrs
The Yak-1b board number 25 at Lavensaari airfield in summer 1943.


Действия авиации островной ВМБ КБФ (Лавенсаари).


8. Ла-5 (июль 1943 г. — май 1945 г.)

УЛа-5 летающая парта / Январь 1942 года - неверно, надо конец 43 или начало 44
Учебная «спарка» Ла-5УТИ.


Лётчики Георгий Дмитриевич Костылёв, Василий Фёдорович Голубев, Александр Григорьевич Романов, фото 1943 г.

Летчики 3-го истребительного авиаполка КБФ. Капитан Д.М. Титаренко. 1943
Лётчик капитан Д.М. Татаренко у Ла-5Ф, фото 1943 г. Другая фотография - по клику.
D.M. Tatarenko ace near the La-5F in 1943. Click to view other picture.


Эпизоды боевой деятельности истребительной авиации Островной ВМБ КБФ 1942-43 1943-44 На боевое задание.
Истребитель переходной модификации между Ла-5 и Ла-5Ф с бортовым номером 91. Островная ВМБ КБФ Лавенсаари, 1943 г. Другая фотография - по клику.
The La-5(F) bort number 91 is taking off. Click to view other picture.

Mortal weapon at Balt sea
The transitional version between La-5 and La-5F, drawing by M. Tessitori.


3rd navy GvIAP in WWII photo la5.
Самолет Ла-5 с бортовым номером 17. Лавенсаари, август 1943 г.
Другая фотография из серии - по клику.
The La-5 fighter number 17. Click to other view of the picture.

wartime image LA5f ftr
Реконструкция окраски Ла-5ф б/н 17, автор - Михаил Быков.

гвардии капитан Костылев Г.Д. 3 или 4 гиап
Гвардии капитан Костылев Г.Д. у самолета Ла-5ф с победными звездочками. Предположительно - в составе 3 гиап, также возможно - 4 гиап

ww2 russian pursuit squadron la5f foto.
Истребители Ла-5Ф № 45 и Ла-5ФН № 10.
The La-5F fighters numbers 10 and 45. Great Patriotic war photo.


Самолет Кравцова 1945
Ла-5Ф № 92, 1945 г. Надпись «На этом самолете Герой Советского Союза гвардии капитан Кравцов, защищая город Ленина, сбил 31 самолет врага» нанесена для выставки.

Герой Советского Союза Жучков Тихон Свиридович, бывший командир 3-й авиаэскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка КБФ. Офицеры третьей эскадрильи
Герой Советского Союза Жучков Тихон Свиридович (бывший комэск-3) с офицерами эскадрильи у Ла-5ФН, 1944 г.

Из жизни летных частей на Лавенсаари. На старте «И» и «Ла». 1942-43
На старте истребитель Ла-5ФН.

Действия авиации островной ВМБ КБФ (Лавенсаари). 1942-1944 гг.
Истребители Ла-5ФН.

Действия авиации островной ВМБ КБФ (Лавенсаари)
Самолет Ла-5ФН с бортовым номером 62, лето 1944 года.

2мв элементы быстрого опознавания в воздухе - ЗБИ.
Кравцов Иван Савельевич у своего истребителя, лето 1944 года.
Russian ace Kravtsov.

3 ГвИАП ЭБО боковик в цвете воздушное оружие.
Самолет Ла-5ФН с бортовым номером 69. Автор изображения - М.Ю.Быков.
Russian La-5FN aircraft number 69.


Член Военного Совета КБФ вице-адмирал Смирнов, командир 3-го ИАП Никитин и другие на аэродроме. 1942-43
Член Военного Совета КБФ вице-адмирал Смирнов, командир полка Никитин и другие на фоне Ла-5ФН № 81. Лавенсаари.

Действия авиации островной ВМБ КБФ (Лавенсаари). 1942-44

Третий гвардейский истребительный авиаполк. Истребители вылетают на боевое задание. 1944
Истребитель с бортовым номером 93, фото 1944 г.


9. Ла-7 (ноябрь 1944 г. — май 1945 г.)

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Самолеты Ла-7 (№ 70) и Ла-5ФН (№ 41) ВВС Балтийского флота на фоне военно-транспортного Ли-2. Истребители из состава 3 гиап или 4 гиап. Полный размер фотографии - по клику.
Click to enlarge: the La-7 and La-5FN of 3rd or 4th GIAP Red navy Baltic fleet.


       Истоиия полка

       В мае 1938 г. на основании приказов НК ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г. на аэр. Низино на основе 4-й и 8-й ОИАЭ расформируемой 31-я ИАБ ВВС БФ был сформирован 5-й истребительный авиационный полк четырехэскадрильного состава, вооруженный самолетами И-16. По штату в управлении полка 3 истребителя, один транспортный и один связной самолет, а в эскадрильях - 16 истребителей, один транспортный, два связных и тренировочных самолетов. Полк вошел в состав 61-й ИАБ ВВС БФ, управление которой формировалось в это же время на аэр. Котлы.
       В апреле 1939 г. в боевом составе полка числилось 57 И-16. В это время была сформирована 5-я авиационная эскадрилья на самолетах И-15бис, которая выполняла учебные функции.
       В октябре 1939 г. для полка за счет летного состава 32-го ИАП ВВС ЧФ была сформирована ночная эскадрилья (группа «ночников»), в составе 10 летчиков и 10 самолетов И-15бис.
       С ноября 1939 г. по март 1940 г. 5-й ИАП принял активное участие в советско-финской войне
       По состоянию на 01.01.1940 г. в боевом составе 5-го ИАП числилось 95/92 самолетов, в т.ч. 56/56 И-16М-25, 20/18 И-15бис, 2/2 И-5, 1/1 И-153, 6/5 УТИ-4, 6/6 У-2, 4/4 УТ-1, которые базировались: на аэр. Низино: управление полка, 1-я АЭ, 2-я АЭ, 3-я АЭ, 4-я АЭ, группа ночников; на аэр. Беззаботное: 5-я АЭ.
       В первой декаде марта 1940 г. из состава 5-й АЭ полка было выделено 6 И-15бис, которые перебазировали в Новую Ладогу и включили в состав авиагруппы Ладожской военной флотилии.
       Всего за время «Зимней войны» полк произвел 4158 самолетовылетов.
       По состоянию на 01.05.1940 г. 5-й ИАП имел следующий боевой состав: 18/18 И-16М-63, 15/15 И-16М-62, 45/31 И-16М-25, 1/1 И-153, 19/11 И-15бис, 6/4 УТИ-4, 3/3 УТ-2, 8/7 У-2.
       На 01.07.1940 г. управление, 1-я, 2-я, 3-я и 4-я АЭ полка базировались на аэр. Низино, а 5-я АЭ - на аэр. Липово.
       По состоянию на 01.12.1940 г. в боевом составе 5-го ИАП на аэр. Низино числилось 26/18 И-16М-25, 11/10 И-16М-62, 21/20 И-16М-63, 12/11 И-15, 1/1 И-153, 10/8 УТИ-4, 2/2 УТ-1, 7/4 У-2.
       В начале 1941 г. первые три эскадрильи полка приступили к изучению новой авиатехники - истребителей МиГ-3. Имевшиеся в них истребители И-16 ставились на длительное хранение. Четвертая эскадрилья продолжала эксплуатировать И-16, а в пятой были уже устаревшие И-15бис.
       По состоянию на 09.06.1941 г. 5-й ИАП базировался на аэродромах Низино (77/73 И-16 и 13/12 МиГ-1 и МиГ-3) и Ратчино (16/15 И-15бис, 2/2 И-153, 7/6 УТИ-4, 1/1 УТ-2, 6/5 УТ-1 и 6/4 У-2).
       С началом Великой Отечественной войны главными задачами полка были прикрытие от налетов авиации противника ВМБ Кронштадт и ведение воздушной разведки.
       25.06.1941 г. для усиления охраны с воздуха Ленинграда и Кронштадта в состав полка была передана 3-я АЭ 13-го ИАП на самолетах МиГ-3 с базированием на аэр. Низино.
       С конца июня 1941 г. часть сил полка передислоцировалась на о. Котлин (аэр. Бычье Поле) для защиты Кронштадта и Ленинграда от возможных налетов бомбардировщиков противника. Штаб полка и его основной состав остался в Низино.
       В начале июля основные силы полка с аэр. Низино привлекались для сопровождения бомбардировщиков ВВС БФ, наносящих удары по колоннам противника под Псковом и Островом.
       По состоянию на 12.07.1941 г. в боевом составе 5-го ИАП, основные силы которого базировались на аэр. Низино числилось 6/6 МиГ-1, 25/19 МиГ-3 и 29 летчиков, 49/39 И-16 и 29 летчиков, а также 16/15 И-15 и 16 летчиков.
       13.07.1941 г. 5-я эскадрилья 5-го ИАП (14 И-15бис) убыла в Таллин на аэр. Лагсберг. В этот же день 5 И-16 и 5 МиГ-3 из 5-го ИАП были переброшены в район Старой Руссы, где временно поступили в распоряжение командования Северо-Западного фронта. В конце июля эти авиазвенья вернулись в полк.
       Вплоть до оставления Таллина флотом 26.08.1941 г. основной задачей 5-й АЭ было прикрытие ГВМБ с воздуха, нанесение бомбоштурмовых ударов по мотомеханизированным колоннам противника и ведение воздушной разведки на земле и в море в интересах командования флота и фронта.
       К началу августа 1941 г. в полк поступило 2 самолета ЛаГГ-3.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 5-го ИАП числилось 79 боевых, учебных и связных самолетов, в т.ч.: 5 МиГ-1, 14 МиГ-3, 28 И-16, 2 ЛаГГ-3, 1 Як-7, 10 И-153, 5 УТИ-4, 6 У-2, 4 УТ-1, 4 УТ-2.
       03.08.1941 г. в составе 5-й АЭ 5-го ИАП на аэр. Лагсберг имелось 10/6 И-15бис.
       18.08.1941 г. 5-й ИАП (без 5-й АЭ, оставшейся в Таллине), решением ВС Северо-Западного направления был включен в отдельную авиагруппу под командованием заместителя командующего ВВС БФ полковника И.В.Рожкова, оперативно подчиненную командующему ВВС Северного фронта. Группа получала задания по действиям на сухопутье непосредственно от штабов фронта и Северо-Западного направления.
       24.08.1941 г. накануне падения Таллина уцелевшие самолеты 5-й АЭ перелетели с аэр. Лагсберг на аэр. Низино, где в это время находились основные силы полка.
       13.09.1941 г. 11 МиГ-3, 6 ЛаГГ-3, 2 Як-1 и 2 И-16 5-го ИАП уже под обстрелом немецкой артиллерии покинул аэр. Низино, перелетев сначала на аэр. Борки на южном берегу, а оттуда на аэр. Левашово на северном берегу Финского залива.
       В конце сентября 1941 г. полк переформировали в трехэскадрильный. При этом 4-я и 5-я АЭ убыли в Новую Ладогу, где частично вошли в состав специальной группы Морской Авиации, а также частично обращены на укомплектование других истребительных частей ВВС БФ. Постепенно полк перевооружился на самолеты новых типов: так 1-я и 2-я АЭ до апреля 1942 г. летали на самолетах МиГ-3, а 3-я АЭ с сентября 1941 г. кроме Як-1 получила на вооружение ЛаГГ-3.
       С 01.12.1941 г. полк был перебазирован из Левашово в район Новой Ладоги, где его основной задачей стало прикрытие ледовой «Дороги Жизни». Там полк рассредоточился поэскадрильно: 1-я и 2-я АЭ разместились на аэр. Плеханово в районе г. Волхов, а штаб полка и 3-я АЭ на аэр. Новая Ладога совместно с эскадрильей Ил-2 57-го БАП и 41-й ОМРАЭ самолетов МБР-2.
       Приказом НК ВМФ СССР №10 от 18.01.1942 г. «за проявленную отвагу в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 5-й ИАП одним из первых среди частей Морской Авиации был преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк.
       На 28.02.1942 г. 3-й гв. ИАП имел в своем составе 13 МиГ-3, 5 ЛаГГ-3 и 4 Як-1.
       В начале мая 1942 г. 3-й гв. ИАП был выведен в тыл на аэр. Новинки для пополнения и переформирования. Здесь было получено и освоено 26 английских истребителей «Хоукер Харрикейн». В полку стало две эскадрильи, вооруженные этими самолетами.
       11.08.1942 г. после окончания перевооружения 3-й гв. ИАП начал перелет с аэр. Новинки на аэр. Борки на Ораниенбаумском плацдарме, В составе полка на это время было 23 «Харрикейна» и 29 летчиков.
       С 14.08.1942 г. 3-й гв. ИАП преимущественно обеспечивал боевые действия 57-го ПШАП ВВС БФ в ходе наступления наших войск на Синявинском направлении.
       03.09.1942 г. в связи с начавшимся наступлением войск Волховского фронта и форсированием Невы в районе Невской Дубровки воздушные бои переместились в район Шлиссельбурга, и 3-й гв. ИАП перебазировался на аэр. Углово.
       На 22.10.1942 г. в 3-м гв. ИАП оставалось 9/8 «Харрикейнов». Из 26 человек летного состава только 17 летчиков летали на этом типе самолета.
       В конце октября 1942 г. полк снова был направлен в тыл (на аэр. Новинки) на перевооружение. На этот раз вместо «Харрикейнов» он получил отечественные самолеты ЛаГГ-3.
       К 31.10.1942 г. 3-й гв. ИАП, составом 20 ЛаГГ-3 перебазировался с аэр. Новинки на аэр. Новая Ладога.
       12.11.1942 г. 3-й гв. ИАП перебазировался на аэр. Борки.
       По состоянию на 31.12.1942 г. в боевом составе полка, базирующегося на аэр. Борки и Новинки числилось 20/14 самолетов ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и И-16.
       В начале января 1943 г. 3-й гв. ИАП всем составом передислоцировался на аэр. Углово.
       С 12 января по 23 марта 1943 г. две эскадрильи полка участвовали в поддержке войск Ленинградского и Волховского фронтов, проводящих операцию по прорыву блокады Ленинграда.
       В январе 1943 г. дежурная группа истребителей полка была направлена на аэр. Бычье Поле в Кронштадт, откуда летчики полка прикрывали ГВМБ Балтийского флота и западные подходы к Ленинграду.
       05.03.1943 г. часть полка составом 12 ЛаГГ-3 перебазировалась с аэр. Углово на Ораниенбаумский плацдарм и разместился в Борках.
       На 01.04.1943 г. в составе 3-го гв. ИАП числилось 11/10 ЛаГГ-3, 1/1 И-16, 1/1 УТИ-4, 1/-У-2.
       24.04.1943 г. полк был выведен в тыл на аэр. Новинки на переучивание и перевооружение, которое продолжалось до конца июня.
       К 01.05.1943 г. в полку оставалось всего 8/7 ЛаГГ-3 и 1/- У-2. В процессе перевооружения полка истребители ЛаГГ-3 заменялись на более современные Ла-5, которые начали поступать на вооружение двух эскадрилий, а третья эскадрилья полка осваивала самолеты Як-1.
       На 01.07.1943 г. в 3-м гв. ИАП числилось 3/3 Ла-5, 10/9 Як-1б, 1/1 Як-7б, 1/1 Як-7в, 1/1 У-2.
       11.07.1943 г. 3-я АЭ полка, завершив перевооружение на Як-1, перебазировалась на оперативный аэродром на о. Лавенсаари (ныне о. Мощный) в Финском заливе.
       18.07.1943 г. на остров перелетели также 1-я и 2-я эскадрильи на Ла-5. С этого времени 3-й гв. ИАП всем составом приступил к боевым действиям с о. Лавенсаари.
       По состоянию на 01.09.1943 г. в боевом составе полка числилось 19/14 Ла-5, 6/5 Як-1б, 1/1 У-2.
       К январю 1944 г. самолеты Як-1 3-й АЭ были заменены на Ла-5. Постепенно и они были вытеснены более современными машинами Ла-5ф и Ла-5фн.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в составе 3-го гв. ИАП, базирующегося на аэр. Лавенсаари числилось 30 Ла-5, 1/1 УТИ-4, 2 По-2 и 46 летчиков.
       05.02.1944 г. штаб 3-го гв. ИАП и 2-я АЭ перебазировались на о. Сескар (ныне о. Лесной).
       Во второй половине марта 1944 г. 2-я АЭ полка, базирующаяся на о. Сескар вернулась на о. Лавенсаари.
       На 01.04.1944 г. в 3-м гв. ИАП имелось 30/22 Ла-5, 1/1 Ла-5УТИ, 1/1 И-16, 3/2 По-2, 1/1 УТ-1.
       В июне 1944 г. полк принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск.
       В июле 1944 г. в рамках подготовки и проведения Нарвской операции, а также операции по уничтожению сил 4-й флотилии немцев на Чудском и Псковском озерах ч.с. полка перебазировалась на аэр. Смуравьево в районе г. Гдов.
       03.09.1944 г. 10 Ла-5 из 3-го гв. ИАП вновь перебазировались с аэр. Смуравьево на аэр. Лавенсаари.
       27.09.1944 г. после освобождения Таллина советскими войсками 3-й гв. ИАП был перебазирован с аэр. Лавенсаари на аэр. Лагсберг.
       01.10.1944 г. в полку имелось 42/40 Ла-5, 1/1 Ла-5УТИ, 1/1 И-16, 2/2 По-2. В этом же месяце в полк стали поступать самолеты Ла-7.
       В ноябре 1944 г. в ходе операции советских войск по освобождению Моонзундских островов 2-я АЭ полка на самолетах Ла-5 (позднее Ла-7) базировалась на аэр. Кагул, прикрывая войска и корабли, обеспечивая действия ударной авиации и ведя разведку. Основные силы полка оставались на аэр. Лагсберг.
       15.12.1944 г. 3-й гв. ИАП перебазировался с аэр. Лагсберг в Ригу на аэр. Скулте. Отсюда полк участвовал в разгроме Курляндской группировки противника, обеспечивая действия ударной авиации, торпедных катеров в районах Данцига и Кенигсберга.
       По состоянию на 01.01.1945 г. в боевом составе полка числилось 28/20 Ла-7, 13/13 Ла-5, 1/1 Ла-5УТИ 1/0, 2/2 По-2.
       06.03.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0105 от 10.03.1945 г.) «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» 3-й гв. ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       По состоянию на 01.05.1945 г. в боевом составе полка числилось 26/21 Ла-7, 10/9 Ла-5, 1/1 Ла-5УТИ, 1/1 По-2 и 46 экипажей. С этого месяца 3-й гв. ИАП базировался на аэр. Гробиня (Либава).
       28.05.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО СССР №0120 от 28.06.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом и крепостью Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество 3-й гв. ИАП был награжден орденом Ушакова II-й степени.
       За период Великой Отечественной войны летчиками полка сбито в воздушных боях 487 самолетов противника, еще 20 уничтожено при штурмовках аэродромов. За весь период войны 3-й гв. ИАП потерял 178 самолетов.
       С марта 1946 г. 3-й гв. ИАП на аэр. Гробиня входил в состав ВВС Южнобалтийского флота (с февраля 1947 г. 4-й ВМФ).
       К началу 1948 г. полк в дополнение к Ла-7 получил истребители Р-39 «Аэрокобра.
       К июлю 1948 г. в полк поступили учебно-боевые самолеты Як-11.
       В октябре 1948 г. 3-й гв. ИАП 1-й гв. ИАД был переименован в 223-й гв. истребительный авиационный полк 24-й гв. ИАД (бывш. 1-я гв. ИАД) ВВС 4-го ВМФ.
       С июля 1950 г. на вооружении полка оставались только истребители P-39.
       Летом 1951 г. полк вместе с управлением 24-й гв. ИАД перебазировался с аэр. Гробиня на аэр. Чкаловск (г. Калининград). Там он приступил к переучиванию на новую реактивную технику – истребители МиГ-15.
       10.04.1952 г. 223-й гв. ИАП был передан из 24-й гв. ИАД в состав 717-й ИАД ВВС 4-го ВМФ, и вернулся с аэр. Чкаловск на аэр. Гробиня (Лиепая). Но уже 25 сентября того же года его вернули в «родную» 24-ю гв. ИАД, в составе которой, передали в 54-й ИАК 30-й ВА ВВС.
       17.05.1953 г. на основании приказа МО СССР №0084 от 25.04.1953 г. 223-й гв. ИАП был повторно принят от 54-го ИАК 30-й ВА в состав ВВС 4-го ВМФ, а с 25 мая выведен из состава 24-й гв. ИАД, и снова включен в 717-ю ИАД с базированием на аэр. Гробиня (Лиепая).
       В середине 50-х годов полк перевооружился на истребители МиГ-17.
       С 01.02.1957 г. согласно приказу МО СССР №002 от 03.01.1957 г. 223-й гв. ИАП 150-й ИАД (бывш. 717-я ИАД), был исключен из состава ВВС БФ и передан в Отдельный Прибалтийский корпус ПВО.
       31.05.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 223-й гв. ИАП на аэр. Гробиня был расформирован.

       Командиры полка

       Полком командовали: А.М.Морозов (апрель 1938 г. – май 1939 г.), Б.А.Тахтаров (май-ноябрь 1939 г.), В.В.Багров (сентябрь-ноябрь 1939 г., ВрИД), А.З.Душин (ноябрь 1939 г. – май 1941 г., снят), ГСС Петр Васильевич Кондратьев (май 1941 г. – июнь 1942 г.), Николай Михайлович Никитин (июнь 1942 г. – январь 1944 г.), Шмелев Николай Шмелев (январь – февраль 1944 г., пропал без вести), Н.М.Никитин (февраль – май 1944 г.), Владимир Иванович Катков (январь – июль 1944 г.), Георгий Алексеевич Романов (июль 1944 г. - май 1946 г.), ГСС В.Ф.Голубев (май 1946 г. – декабрь 1948 г.), ГСС Ф.В.Фоменков (декабрь 1952 г. – июль 1954 г.).





Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
ЦВМА ф.4144 оп.20 д.11 "Отчеты о боевой работе полка за 1943 год".
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

3 гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ

(223-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный ордена Ушакова полк, 5-й истребительный авиаполк, 4 ОИАЭ и 8 ОИАЭ 31 ИАБ ВВС БФ)

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.