Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

14 гвардейский истребительный авиационный Клайпедский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ

[13 Краснознаменный истребительный авиаполк, 13 отдельная Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья]

боевое Знамя красное 13 истребительный авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского флота   

боевое Знамя красное 14 Гвардейского истребительного авиационного Клайпедского Краснознаменного ордена Ушакова полка ВВС БФ

14th guards navy fighter aviation «Klaipeda» regiment (13th navy fighter air squadron)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Сформирована 38 отдельная истребительная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского флота в феврале 1937 года.
       В сентябре 1939 года 38 оиаэ переименована в 13 отдельную истребительную авиаэскадрилью ВВС БФ.
       21.04.1940 За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 13 оиаэ ВВС ВМФ награждена орденом Красного Знамени.
       21.11.1942 Приказом НК ВМФ 13 коиаэ преобразована в 13 истребительный авиаполк ВВС ВМФ (второй с таким номером в ВВС КБФ, первый 13 иап к этому времени был преобразован в 4 гиап).
       29.07.1943 За мужество и героизм, проявленный личным составом на фронте борьбы с немецкими захватчиками, приказом НК ВМФ СССР № 343 13 иап ВВС ВМФ преобразован в 14 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.
       05.11.1944 За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 14 гиап ВВС ВМФ награжден вторым орденом Красного Знамени. (После награждения орденом Красного Знамени полк по какой-то причине не стал именоваться дважды Краснознаменным, с учетом ордена, которым была награждена 13 ИАЭ)
       05.04.1945 За отличие в боях за овладение городом Клайпеда (Мемель) приказом ВГК № 056 14 гиап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Клайпедский».
       24.05.1945 За образцовое выполнение заданий командования по разгрому Земландской группировки войск противника, захвату военно-морской базы Пиллау и проявленые при этом мужество и отвагу Указом Президиума ВС СССР 14 гиап ВВС ВМФ награжден орденом Ушакова II степени.
       В документах встречается сокращение 14 ГИККУАП ВВС КБФ.
       11.12.1948 Переименован в 246 гвардейский истребительный авиационный полк 8 мтад ВВС 4 ВМФ (циркуляр НМГШ ВМС № 0056 от 10.04.1948).
       В октябре 1960 года 246 гиап расформирован вместе с 24 гиад ВВС КБФ (аэр. Коса-Нойтиф).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
30.11.193913.03.194061 иабрВВС Краснознаменного Балтийского флота советско-финляндская война
22.06.194118.03.1942 Великая Отечественная война
апрель 194323.09.19449 шабр / 9 шад
23.09.194409.05.19458 мтад

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в советско-финляндской войне совершено 1659 боевых вылетов, сбито 4 самолетов противника. Потерь летного состава нет.
       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено более 11201 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 273 самолета противника. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли самолеты ЛаГГ-3, Як-1, Як-7б, Як-7в, Як-9, Як-9м, Як-9т, Як-9у, Як-11, Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, У-2.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194124 И-16 (20 исправных), 11 И-15бис (9 исправных), 4 УТИ-4 (3 исправных), 3 УТ-1 (2 исправных), 3 У-2 (все исправны).
28.02.1942в исправном состоянии: 4 И-16
апрель 1943Як-7б (1 и 3 аэ) и ЛаГГ-3 (2 аэ)
май 1944 Як-9 (Т и М) и Як-1б (несколько машин во 2 аэ)
август 1944только Як-9
апрель 1945Як-9У

       С 1943 года отличительным признаком истребителей ВВС КБФ (3 гиап, 4 гиап, 10 гиап, 14 гиап, 11 иап, 12 иап, 21 иап) были белые коки винтов и рули направления.


1. И-15бис (1939 - 1941 гг.)

Надпись, нанесенная поверх бортовой красной звезды, появилась 30 ноября 1940
И-15бис Героя Советского Союза батальонного комиссара Волосевича. Фото зимы 1939-40 гг.
ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части. И-152 использовались до 1942 года.
Самолет И-15бис № 10 «За Сталина!». Рисунок М.Быкова.
The I-15bis warplane with "Za Stalina!" slogan.

АО25 ДЕР31 14 гиап (13 иап , 13 оиаэ) ВВС ВМФ - самолеты и эмблемы
Подвеска бомбы АО-25 на бомбодержатель ДЕР-31 истребителя И-15бис, лето 1940 года. Другой фотоснимок - по клику.
The AO-25 bomb at the DER-31 rack. Click to view other photo.

Все стыки обшивки, границы обтекателей, места шнуровки обклеивались сверху миткалевой лентой 
с бахромой шириной 55 мм. На снимке пилот из состава 13-й оаэ. 
По правилам ее следовало закрашивать, однако обычно на И-15бис этого не делали13 киаэ коиаэ ВВС БФ миткаль
Биплан И-15бис № 2 с миткалевой лентой на стыках обшивки. Другой фотоснимок - по клику.
The calico (muslin) band at the I-15-bis tail. Click to view other photo

Реконструкцию внешнего вида выполнил А. Валяев-Зайцев.

13 отдельная Краснознаменная истребительная авиаэскадрилья ВВС КБФ 1940
Самолет И-153 № 5, 1940.


2. И-16 (1939 - 1942 гг.)

Рисовавший надпись не рассчитал и она залезла на трубку Вентури. Лозунг нанесён 30 ноября 1939
И-16 тип 5 № 3 «За Конституцию СССР!» ст. л-та Новикова.
The I-16 type 5 fighter № 3 of 13th detached fighter air squadron of Baltic fleet.

13-я морская ОИАЭ в СФВ.
Истребитель И-16 тип 5 с лозунгами «Свободу угнетенным!» и «За ВКП(б).» майора Губанова Г.П. Фото зимы 1939-40 гг., аэродром Купле.
13-я ИАЭ ВВС БФ
The I-16 type 5 № 13. Photography of winter 1939-40.

13 аэ 61 АБ ВВС ВМФ в бою за Родину.
Самолет И-16 тип 5 № 13 с надписью «За коммунизм!» ст. л-та Боруздина.

13-я КИАЭ флота, бортовая живопись и окраска ВМВ.
Истребитель И-16 тип 5 № 11 на лыжном шасси, советско-финляндская война. Художник - И.Злобин
советско-финская война в воздухе Балтфлот
Skied I-16 type 5 airplane drawing by I.Zlobin.

военный самолёт Ишачок на лыжах 13 оКиаэ
Самолет И-16 тип 5 № 1 "За Родину!" на лыжном шасси. Художник - М.Быков.
Skied I-16 type 5 warplane with "Za Rodinu!" slogan, the winter war.

I-16P VVS KBF foto winter war
Масштабируемая фотография. И-16 тип 17 с тактическим номером 13.
Soviet I-16 type 17 plane red number 13 of 13th detatched fighter Baltic fleet squadron. Click to enlarge the picture.
Цветной боковик И-16П 13 оаэ
Самолет И-16 тип 17 № 13 из состава 13 оаэ ВВС КБФ. Художник - М.Быков.

3 звено 13 Киаэ - отдельная Краснознаменная истребительная авиаэскадрилья ВВС БФ
Лётчик Виктор Шарай, фото 1940 г.

И-16 тип 17 с хвостовым номером 15.
Авиация РККФ фото ВОВ - И16 применялись в 13 авп ВВС КБФ до 1943 года.
Личный состав 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота возле истребителей И-16 тип 17. Один из самолетов имеет номер 15 на руле направления. Увеличение фотографии - по клику.
The I-16 fighters of 13 squadron Baltic fleet. Click to enlarge the picture.

3 звено 13 отдельная Краснознаменная истребительная авиаэскадрилья ВВС КБФ
И-16 из состава 3 звена, фото 1940 г.

Полосы ЭБО обозначают машину командира звена эскадрильи
И-16 тип 24, фото 1940 г. Полосы ЭБО, видимо, обозначают машину командира звена или эскадрильи. Другая фотография - по клику.
GPW USSR
Командирский И-16 тип 24, 1940 г. Другие фото - по кликам.
The I-16 type 24 plane. Click to view other photos.

У второго слева самолёта виден номер 3, у третьего - ЭБО. На всех машинах, кроме командирской, установлены ФКП.

Истребители И-16 тип 24 на аэродроме, фото 1940 г.


3. ЛаГГ-3 (апрель 1943 г. — январь 1944 г.)


4. Як-7Б (апрель 1943 г. — весна 1944 г.)


5. Як-1Б применялись до лета 1944 года.


6. Як-9Т , Як-9М , Як-9У (.. — май 1945 г.)
Начало 1944 г. - получение Як-9М.
26.10.1944 - получение еще 35 истребителей Як-9М.
Апрель 1945 г. - авиаполк перевооружен на самолеты Як-9У.

ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части. ЗиС6 № Л-3-63-73
Самолет Як-9 и аэродромный бензозаправщик БЗ-335 (№ Л-3-63-73) на базе автомобиля ЗиС-6.
The Yak-9 warplane and BZ-335 vehicle.


14th navy GvIAP WW2 foto in combat.
The Yak-9 fighter № 27 of 14 giap Baltic fleet. Profile by M.Bykov.

14-й гвардейский дважды Краснознаменный истребительный авиационный Клайпедский ордена Ушакова полк ВВС Балтфлота бортовая живопись и окраска ВМВ видео и фотохроника
Истребитель Як-9Т, весна 1944 г. Дарственная надпись - "«За Победу» Подарок от советского патриота В.Г. Мессинга Герою Советского Союза летчику Балтики К.Ф. Ковалеву"
The Yak-9T aircraft with "For Victory" slogan, Great Patriotic war photo.

исторический формуляр авиачасти 14-й ГИККУАП ВВС КБФ
Рисунок А.Павлыгина.

       История полка

14-й гвардейский истребительный авиационный Клайпедский Краснознаменный ордена Ушакова полк (246-й гвардейский истребительный авиационный Клайпедский Краснознаменный ордена Ушакова полк, 13-й истребительный авиационный Краснознаменный полк, 13-я отдельная истребительная авиационная Краснознаменная эскадрилья, 42-й истребительный авиационный полк, 38-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья)
       В апреле 1939 г. на основании приказа НК ВМФ №0010 от 08.02.1939 г. 42-й ИАП ВВС БФ был расформирован, а входившие в его состав эскадрильи были обращены на формирование новых авиационных частей.
       При этом 1-я и 2-я АЭ полка (бывш. 38-я ОИАЭ) на аэр. Купля Ленинградской области были сведены в 13-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью, вошедшую в состав 61-й ИАБ ВВС БФ. В эскадрилье было три отряда по 12 самолетов (три звена) плюс самолеты звена управления. Первый и второй авиаотряды имели на вооружении самолеты И-16, а третий - И-15. Кроме них в эскадрилье имелось несколько учебно-боевых УТИ-4, УТ-1 и связных самолетов У-2.
       На 29.05.1939 г. в боевом составе эскадрильи числилось 27 И-16 и И-15бис, а также 2 И-5.
       К началу войны с Финляндией по состоянию на 27.11.1939 г. 13-я ОИАЭ базировалась на аэр. Купля Ленинградской области и имела 17 И-16, 10 И-15бис, 2 И-5, 4 УТИ-4, 4 УТ-1, 1 У-2 и 24 летчика.
       С ноября 1939 г. по март 1940 г. 13-я ОИАЭ принимала активное участие в Финской кампании.
       По состоянию на 01.01.1940 г. в боевом составе 13-й ОИАЭ на аэр. Купля числилось 41/37 самолетов, в т.ч. 17/17 И-16М-25, 10/8 И-15бис, 2/2 И-5, 4/4 УТИ-4, 4/3 У-2, 4/3 УТ-1 и 24 летчика.
       30.01.1940 г. в 13-ю ОИАЭ из 13-го ИАП были переданы 6 И-16.
       К концу войны с финнами по состоянию на 01.03.1940 г. в ней имелось 16 И-16, 10 И-15, 2 И-5, 4 УТИ-4, 4 УТ-1, 2 У-2 и 36 летчиков.
       На 01.04.1940 г. в составе эскадрильи на аэр. Купля насчитывалось 17/17 И-16М-25 и 15 летчиков, 10/8 И-15 и 9 летчиков, 2/2 И-5, 4/4 УТИ-4, 1/1 У-2, 4/3 УТ-1.
       В апреле 1940 г. на замену истребителям И-15бис в эскадрилью поступили с завода 10 самолетов И-153.
       Всего в «Зимней войне» летчиками эскадрильи было совершено 1650 боевых вылетов, сбито 4 истребителя противника типа «Глостер Гладиатор», уничтожено несколько зенитных огневых точек.
       21.04.1940 г. за образцовое выполнение заданий командования Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №197 от 23.04.1940 г.) эскадрилья была награждена орденом Красного Знамени и стала именоваться 13-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильей, а командир эскадрильи майор Г.П.Губанов и военком эскадрильи батальонный комиссар И.И.Волосевич удостоены высокого звания - Героя Советского Союза.
       По состоянию на 01.05.1940 г. 13-я ОИАЭ на аэр. Купля имела следующий боевой состав: 21/21 И-16М-63, 10/10 И-153, 2/2 И-16М-25, 2/1 И-15, 4/4 УТИ-4, 4/4 УТ-1, 6/5 У-2.
       К 20.09.1940 г. в составе ВВС БФ был сформирован 71-й ИАП, на укомплектование 3-й и 4-й АЭ которого были обращены часть личного состава и самолеты И-153 13-й ОИАЭ (с последующим восстановлением к 01.12.1940 г.).
       По состоянию на 01.12.1940 г. в боевом составе эскадрильи на аэр. Купля числилось 17/14 И-16М-63, 3/1 И-16М-25, 10/6 И-15бис (в эскадрилью вновь вернули старые И-15бис вместо И-153, которые были переданы на формирование 71-го ИАП 10-й АБ ВВС БФ), 4/4 УТИ-4, 5/5 У-2, 3/2 УТ-1.
       На 22.06.1941 г. 13-я ОИАЭ на аэр. Купля под командованием капитана А.Я.Лучихина входила в состав 61-й ИАБ ВВС БФ. На вооружении ее 1-го и 2-го отрядов стояло 25/25 И-16 и 4/3 УТИ-4, в 3-м отряде – 12/9 И-15бис. Также в эскадрилье имелось 3/2 УТ-1 и 3/3 У-2. Место дислокации эскадрильи оставалось прежним – аэродром Купля.
       22.06.1941 г. 13-я ОИАЭ включилась в боевые действия с базового аэродрома. 
       С конца июня 1941 г., после перебазирования 12-й ОИАЭ ВВС БФ на о. Эзель, борьба с авиацией противника в направлении Нарва, Котлы, Копорье легла целиком на 13-ю ОИАЭ. Одновременно с этим эскадрилья выполняла задачу по прикрытию транспортов на переходе между Таллином и Кронштадтом.
       В конце июня на основании приказа НК ВМФ №00154 от 28.06.1941 г. в эскадрилью пришел приказ из штаба 61-й ИАБ: летный состав 3-го АО эскадрильи (самолеты И-15бис) направить в Воронеж, где до 10 июля переучить на штурмовики Ил-2. Летчики убыли туда 3 июля.
       По состоянию на 12.07.1941 г. в боевом составе 13-й ОИАЭ на аэр. Купля имелось 23/18 И-16 и 22 летчика, из которых 14 летали ночью, а также 11/10 И-15 и 5 летчиков.
       11.07.1941 г. личный состав 3-го АО, переучившийся на самолеты Ил-2, вернулся на аэр. Купля. Там была сформирована штурмовая эскадрилья под командованием капитана К.Н.Барабанова, оперативно подчинявшаяся командованию 61-й ИАБ.
       С 17.07.1941 г. самолеты Ил-2 вывели из подчинения командиру 61-й ИАБ и передали в подчинение командиру 8-й БАБ, где их включили в состав 57-го СБАП ВВС БФ.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 13-й ОИАЭ числилось 31 боевых, учебных и связных самолетов, в т.ч.: 19 И-16, 4 И-15, 1 УТИ-4, 4 У-2, 3 УТ-1.
       28.08.1941 г. 13-я ОИАЭ перебазировалась с аэр. Купля на аэр. Низино.
       07.09.1941 г. в связи с угрозой захвата аэр. Низино противником эскадрилья составом 8 И-16 и 9 И-15бис перелетела на аэр. Новая Ладога и перешла в оперативное подчинение командующему Ладожской военной флотилии.
       16.09.1941 г. для усиления группировки истребительной авиации в Кронштадте и Ленинграде по приказу командира 61-й ИАБ на Комендантский аэродром перебазировались 6 И-16, а на аэр. Бычье Поле - 9 И-15бис эскадрильи. Там они поступили в распоряжение командира 13-го ИАП.
       По состоянию на 28.02.1942 г. в боевом составе 13-й ОИАЭ имелось 4 И-16 и один УТИ-4.
       В начале марта 1942 г. все исправные самолеты И-16 были переданы в 4-й гв. ИАП ВВС БФ, и 18.03.1942 г. летный и технический состав 13-й ОИАЭ был направлен в г. Саранск на аэр. Рузаевка. Там на базе 1-го ЗАП ВВС ВМФ он проходил переформирование и переучивание на самолеты ЛаГГ-3.
       16.11.1942 г., завершив переучивание, личный состав эскадрильи без матчасти был направлен на аэр. Новинки Новгородской области. На этом аэродроме к 21 ноября на основании приказа НК ВМФ №00395 от 13.11.1942 г. (циркуляр НШ БФ №0030 от 15.12.1942 г.)  на базе 13-й ОИАЭ был развернут 13-й истребительный авиационный Краснознаменный полк трехэскадрильного состава. (В литературе встречается информация, что 13-й ИАП формировался на аэр. Рузаевка под Саранском. Такое разночтение происходит по той причине, что в это время происходило передислоцирование личного состава из Рузаевки в Новинки. Приказ о ее переформировании застал на одном аэродроме, а завершение переформирования – на другом.)
       28.04.1943 г. 13-й ИАП перебазировался на аэр. Борки в Ленинградской области. На новом месте полк вошел в состав 9-й штурмовой авиабригады (бывш. 9-я ИАБ) ВВС БФ. На него была возложена задача прикрытия в воздухе штурмовики 7-го гв. ПШАП дивизии.
       В середине мая 1943 г. из-за нехватки самолетов в полку летчиков 1-й АЭ распределили по другим подразделениям, и 13-й ИАП воевал составом двух эскадрилий.
       В первой половине июня 1943 г. 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП временно перебазировался на аэр. Бычье Поле, но уже 12 июня оба полка вернулись на прежний аэродром.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 13-го ИАП числилось 11 Як-7 и 8 ЛаГГ-3, в т.ч.:
- на аэр. Борки – 11/5 Як-7 и 18 летчиков из которых 6 были боеготовые днем (3 ночью), 7/7 ЛаГГ-3 и 6 боеготовых днем летчиков;
- на аэр. Бычье Поле – 1/1 ЛаГГ-3 без летчика.
       09.07.1943 г. по приказанию Ком. БФ В.Ф.Трибуца для усиления ПВО Островной ВМБ 10 Як-7 были перебазированы на о. Лавенсаари и 3 ЛаГГ-3 – на о. Сескар.
       22.07.1943 г. полк получил задачу частью сил перебазироваться на аэр. Каменка на северо-западе Ленинграда и прикрывать оттуда штурмовики Ил-2 35-го ШАП 9-й ШАБ. Остальной состав полка с аэр. Борки прикрывал Ил-2 7-го гв. ПШАП.
       С конца июля 1943 г. 1-я АЭ полка была восстановлена.
       В сентябре 1943 г. в боевом составе полка имелось 19 Як-7б, 2 ЛаГГ-3 и 17 боеготовых летчиков.
       В 1943 г. работники Уральского алюминиевого завода собрали денежные средства на постройку 15 истребителей Як-7б. Один именной самолет, на борту которого была надпись «Уральский алюминщик», получил 13-й ИАП ВВС БФ.
       К февралю 1944 г. полк полностью перевооружился с самолетов ЛаГГ-3 на Як-1. Но вскоре в полк начали поступать истребители Як-9.
       13.02.1944 г. 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП перелетел с аэр. Борки на новое место дислокации - аэр. Котлы Ленинградской области. В конце марта 1944 г. 13-й ИАП и 7-й гв. ШАП были перебазированы на аэр. Гора-Валдай.
       В начале апреля 1944 г. заместителю командира эскадрильи ГСС капитану К.Ф.Ковалеву был вручен именной истребитель Як-7б построенный на личные средства знаменитого профессора парапсихолога Вольфа Мессинга. На его борту были надписи: «За победу!» и «Подарок от советского патриота профессора В.Г.Мессинга – балтийскому летчику Герою Советского Союза К.Ковалеву».
       В начале мая 1944 г. 13-й ИАП вместе с 7-м гв. ПШАП вернулись на свое старое место дислокации.
       На основании приказов НК ВМФ №00130 от 13.05.1944 г. и ком. ВВС БФ №0356 от 28.09.1944 г. устанавливался День части 21 апреля – день награждения 13-й ОИАЭ орденом Красного Знамени в 1940 г.
       По состоянию на 01.07.1944 г. в составе 13-го ИАП на аэр. Котлы числилось 41 Як-9 и Як-7 (причем последние постепенно заменялись Як-9).
       Приказом НК ВМФ СССР №343 от 29.07.1944 г. за мужество и героизм, проявленные личным составом в ходе Выборгско-Петрозаводской операции 13-й ИАП был преобразован в 14-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк. Командир полка майор А.А.Мироненко был удостоен звания Героя Советского Союза.
       К концу лета 1944 г. на вооружении полка остались только истребители Як-9.
       В конце сентября 1944 г. приказом командующего ВВС БФ 14-й гв. ИАП был передан из 9-й ШАД в состав 8-й МТАД.
       25.09.1944 г. 14-й гв. ИАП перебазировался с аэр. Котлы на аэр. Паневежис в Литве, сменив там 21-й ИАП, который убыл на перевооружение.
       05.11.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0837 от 10.11.1944 г.) за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 14-й гв. ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       В январе 1945 г. 14-й гв. ИАП принимал активное участие в боях по взятию советскими войсками г. Мемель (ныне Клайпеда). 28 января город был взят, и в приказе ВГК СССР №262 полку среди других частей и соединений, участвующих в боях за город, была объявлена благодарность.
       15.02.1945 г. полк вместе с 12-м гв. ПБАП перебазировался на аэр. Грабштейн в Восточной Пруссии (ныне Гаргждай в Литве).
       21.02.1945 г. 14-й гв. ИАП вместе с 12-м гв. ПБАП перебазировался на аэр. Дрессен.
       Приказом ВГК СССР №056 от 05.04.1945 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0196 от 21.04.1945 г.) 14-му гв. ИАП среди других частей отличившихся в боях за овладение города Мемель было присвоено почетное наименование «Клайпедский».
       В начале апреля 1945 г. полк начал перевооружаться на самолеты Як-9у. Часть из них была получена в Москве, а часть из 3-й ВА 3-го Белорусского фронта.
       Из-за весенней распутицы аэр. Дрессен стал не пригоден к использованию и 07.04.1945 г. 14-й гв. ИАП вместе с 12-м гв. ПБАП перелетел на аэр. Аглонен.
       С начала войны 14-й гв. ИАП выполнил 11201 боевой вылет. В воздушных боях было уничтожено 273 самолета противника.
       Уже после окончания боевых действий 24.05.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0292 от 30.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования по разгрому Земландской группировки войск противника, захвате ВМБ Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество полк был награжден орденом Ушакова II-й степени.
       С июня 1945 г. по апрель 1946 г. 14-й гв. ИАП вооруженный истребителями Як-9у базировался на аэр. Пярну.
       В апреле 1946 г. полк перебазировался на аэр. Паланга, а в конце июня - на аэр. Нейкурен (ныне Пионерск).
       По состоянию на 10.07.1945 г. в боевом составе 14-го гв. ИАП числилось 56/46 самолетов, в т.ч.: 45/38 Як-9у, 7/4 Як-9, 1/1 Як-9 (уч.), 1/1 Як-7в, 1/1 По-2, 1/1 УТ-2.
       К июлю 1947 г. истребители Як-9у в полку заменили на Р-63 «Кингкобра». Кроме них, с середины 1948 г. полк получил также учебно-боевые самолеты Як-11 (оставались на вооружении до середины 1950 г.).
       На основании циркуляра НГШ ВМФ №0056 от 10.04.1948 г. 14-й гв. ИАП был переименован в 246-й гвардейский истребительный авиационный полк, входящий в состав 8-й МТАД ВВС 4-го ВМФ. Полк базировался на аэр. Пионерск (бывш. Нейкурен).
       15.05.1950 г. в 246-й гв. ИАП были переданы самолеты Р-63 «Кингкобра» из 10-го гв. ИАП ВВС 4-го ВМФ в связи с перевооружением последнего на реактивные истребители МиГ-15.
       15.05.1951 г. 246-й гв. ИАП также перевооружился на реактивные истребители МиГ-15. Переучивание летного и технического состава полка происходило на аэр. Чкаловск. Самолеты Р-63 «Кингкобра» передали в 314-й ИАП ВВС 4-го ВМФ.
       В июне 1951 г. согласно приказу Ком. ВВС 4-го ВМФ №0084 от 05.06.1951 г. полк вывели из состава 8-й МТАД и передали в 24-ю гв. ИАД (бывш. 1-я гв. ИАД) ВВС 4-го ВМФ с базированием на аэр. Чкаловск.
       15.01.1952 г. полк вооруженный самолетами МиГ-15 передислоцировался с аэр. Чкаловск на аэр. Коса.
       В октябре 1952 г. 246-й гв. ИАП на аэр. Коса в составе 24-й гв. ИАД был передан в 54-й ИАК 30-й ВА ВВС СА.
       Однако уже 17.05.1953 г. полк вместе с дивизией вновь был принят от 54-го ИАК 30-й ВА в состав ВВС 4-го ВМФ.
       В середине 1950-х годов 246-й гв. ИАП перевооружился на истребители МиГ-17.
       В середине 1960 г. 246-й гв. ИАП 24-й гв. ИАД, вооруженный самолетами МиГ-17 на аэр. Коса, был расформирован в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР». Боевое Знамя 14-го гв. ИАП флотского образца было передано в Центральный Военно-морской музей в г. Ленинграде.

       Частью командовали:
       Командиры эскадрильи: (ГСС) Георгий Петрович Губанов (апрель 1939 г. – май 1940 г.), Александр Яковлевич Лучихин (май 1940 г. – август 1941 г.), ГСС Алексей Александрович Денисов (август 1941 г. - март 1942 г.), И.Ф.Сизов (март 1942 г. – январь 1943 г.).
       Командиры полка: Шварев Григорий Михайлович Шварев (ноябрь 1942 г. – май 1943 г., снят), ГСС Александр Алексеевич Мироненко (май 1943 г. – октябрь 1945 г.), Иван Федотович Сизов (в июле 1945 г., ВрИД), М.К.Башкиров (декабрь 1945 г. – ноябрь 1947 г.), В.П.Жарников (ноябрь 1947 г. – январь 1949 г.), А.Раев, Лавренюк, Агабалов, Галютин (был в 1960 г.).








Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
М. Маслов - Истребитель И-15бис.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

14 гвардейский дважды Краснознаменный истребительный авиационный Клайпедский ордена Ушакова полк ВВС ВМФ

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.