Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

4 гвардейский истребительный авиационный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ

[13 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ]



боевое Знамя красное 4 Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС БФ

4th guards navy fighter regiment (13th navy fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       13 истребительный авиаполк сформирован в ВВС Краснознаменного Балтийского флота (аэр. Котлы) в апреле 1938 года с включением в состав 61 истребительной авиабригады ВВС КБФ.
       25.06.1941 Передал 3 эскадрилью в 5 иап ВВС КБФ.
       Октябрь 1941 г. В качестве 3 эскадрильи в состав полка вошла 104 оиаэ ВВС КБФ.
       18.01.1942 За мужество и героизм, проявленные личным составом в боях с фашистскими захватчиками, приказом НК ВМФ СССР № 10 13 иап ВВС ВМФ преобразован в 4 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.
       28.05.1945 За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом и крепостью Пиллау и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 4 гиап ВВС ВМФ награжден орденом Ушакова II степени.
       В документах встречаются сокращения 13 киап (иакп), 4 гвкиап (гкиап, гиакп), 4 гв. иап 1 гв. иад ВВС КБФ, 4 гвиап 1 гвиад, 4 ГИАП 1 ГИАД, 4 ГИАОУП 1 ГИАВКД ВВС БФ.
       Летом 1960 года 4 гиап расформирован вместе с 24 гиад ВВС ДКБФ (аэр. Коса-Нойтиф).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
30.11.193913.03.194061 иабрВВС Краснознаменного
Балтийского флота
    советско-финляндская война
22.06.194110.09.194110 сабр     25.06.1941 передал 3 эскадрилью в 5 иап ВВС КБФ.
    В октябре 1941 г. в качестве 3 эскадрильи в состав полка вошла 104 оиаэ ВВС КБФ.
10.09.194109.05.194561 иабр / 3 иад / 1 гиад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Во время советско-финляндской войны совершено 2116 боевых вылетов. Сбито самолетов противника – 17. Уничтожено самолетов на аэродромах – 8

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено более 22 000 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожен 431 самолет противника. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях


       На вооружении полка в разное время стояли И-15, И-15бис, И-153, И-16, У-2, УТ-1, УТИ-4, ДИ-6, Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ла-11, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Як-11, МиГ-15, МиГ-17.
ДатаИзвестный боевой состав
09.06.194172 И-16, 13 И-153
24.06.194326 Ла-5, 4 И-16
01.01.194422 Ла-5
01.11.194441 Ла-5 и 2 Ла-7
09.05.194517 Ла-5 и 19 Ла-7

       С 1943 года отличительным признаком истребителей ВВС КБФ (3 гиап, 4 гиап, 10 гиап, 14 гиап, 11 иап, 12 иап, 21 иап) были белые коки винтов и рули направления (по всей видимости, за исключением подарочных самолетов «Эскадрилья “Валерий Чкалов”»).


1. И-15бис (декабрь 1939 г. — март 1940 г.)


2. И-153 (июнь 1941 г. — январь 1942 г.)

ВОВ 13 иап ввс ВМФ КБФ в боях за Родину.
И-153 "Чайка" с бортовым номером 19 после вынужденной посадки (летчик - Добряк Юрий Евдокимович) летом 1941 г. в районе полуострова Ханко.

Истребитель-биплан цветной боковик рисунок.
Самолет И-153 № 25 с подвешенными реактивными снарядами. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым.

13 иап биплан фото ВОВ
The pilots aside the I-153 biplane.


орденоносцы КБФ. Овчинников А.К. (м.б. Харлампиевич) Летчики-балтийцы гвардии капитан В.М. Дмитриев и командир звена истребителей лейтенант Г.Н. Пушкин.


3. И-16 различных модификаций (декабрь 1939 г. — март 1943 г.)
25.06.1941 - 3 эскадрилья на И-16 передана в 5 иап ВВС КБФ.
Октябрь 1941 г. - в состав полка вошла 104 оиаэ ВВС КБФ.

щиток И16 СФВ фото Техники лучшего звена 1 АЭ 13 иап
Советско-финляндская война. Лучшее техзвено 1 АЭ воентехника 1 ранга Стецюра. Увеличение фото - по клику. Предоставил Сергей Черепанов.
The skied I-16. Winter war. Click to enlarge the picture.

И16 на лыжах СФВ фото
Летчики 1 АЭ на фоне И-16 на лыжном шасси, зима 1939-1940 гг. Фото предоставил Сергей Черепанов. Увеличение фотографии - по клику.
ГСС Савченко (в центре) со летчиками звена И16 СФВ фото
Герой Советского Союза Савченко (в центре) со летчиками звена у пушечного И-16. На башмаке под лыжей - номер 258. Фото предоставил Сергей Черепанов. Увеличение фотографии - по клику.

i16-5 Type 18 sn 1821K-83 flown by Capt A.K. Antonenko. of 13 IAP KBF
Бринько П.А. делится со своими боевыми друзьями Цоколевым и начальником штаба Ройтенбергом подробностями своего полета
Лётчики у истребителя И-16 тип 29 с красными "пилоткой" и номером 5 в белой обводке на вертикальном оперении (Герой Советского Союза Петр Антонович Бринько, начальник штаба Ройтенберг, лейтенант Геннадий Дмитриевич Цоколаев) Ханковская авиагруппа, август 1941 г.
боковик цвет.
Soviet I-16 type 29 number 5, color profile of WWII fighter.

Самолет Героя Советского Союза П.А. Бринько пошел на взлет. КБФ 1941
Самолет Героя Советского Союза П.А. Бринько, август 1941 г. Другой ракурс фотографии - по клику.
The I-16 of P.A. Brinko ace. Click to view other photo.

Боевое использование 4 гв. ап КБФ фото ВОВ полуостров Ханко
Самолет И-16 с красным номером 11 лейтенанта П.А. Бринько, август 1941 г.

и16 4 гап Балтийский флот ВОВ в бою
Гвардии старший лейтенант Бедукадзе на крыле И-16, фото 1942 года. Другой ракурс фотографии - по клику.
Pilot Bedukadze at the I-16 wing in 1942. Click to view other photo.


4 гв истребительный авиаполк. Герой Советского Союза гвардии капитан Г. Д. Цоколаев
Герой Советского Союза, комэск, гвардии капитан Г.Д. Цоколаев, фото 1942 г.
4-й гвардейский истребительный авиаполк. ГСС гвардии капитан Г. Д. Цоколаев
Guards capt. G.D.Tsokolaev, photo of 1942.


4-й гвардейский истребительный авиационный полк. Самолет поднимается в воздух.
Истребитель И-16 с белым бортовым номером 20, фото 1942 г.


Летчик Цоколаев рядом с И-16 со знаком гвардии на борту, 1943 г.
исторический формуляр авиачасти
Гвардии лейтенант Бедукадзе в кабине истребителя И-16 борт 21. Увеличение фото - по клику.
Pilot Brdukadze in 1943, click to enlarge the picture.

исторический формуляр авиачасти
Гвардии ст. лейтенант Манаков В.Н. на крыле И-16, фото 1943 года. Другая фотография - по клику.
Pilot Baydukadze at the I-16 wing in 1942. Click to view other photo.

identiv photograhy
И-16 тип 18 (либо 24) на аэродроме , фотография 1943 г.
Soviet aircraft I-16 type 24 tactical number 21.


ВМВ 4 Гв иап КБф и-16-17
И-16 тип 17, б/н 28. В кабине - командир 1 эскадрильи Гв. ст. лейтенант Михаил Яковлевич Васильев (Герой Советского Союза), аэродром Новая Ладога, Ленобласть, весна 1942 г. Увеличенный фрагмент фото - по клику.
The I-16 type 17 aircraft number 28. Click to enlarge the photo.


Герой Советского Союза гв. капитан Васильев с летчиками эскадрильи гвардии капитана Голубева. Летчики идут на старт.
Герой Советского Союза гв. капитан Васильев с летчиками эскадрильи гв. капитана Голубева. Август 1942 г.


Летчик Щеголев Н.М. в кабине И-16 с бортовым номером 34, 1942 г.

 4-й гвардейский истребительный авиационный полк. Гвардии лейтенант Гурьянов Г.Г. инструктирует летчиков перед боевым полетом.
Гвардии лейтенант Гурьянов Г.Г. инструктирует летчиков перед боевым полетом, фото начала 1943 г.
4-й гвардейский истребительный авиаполк. Гвардии сержант Леонтьев П.М. докладывает гвардии лейтенанту Гурьянову Г.Г. о результатах боевого полета.
Гвардии сержант Леонтьев П.М. докладывает гвардии лейтенанту Гурьянову Г.Г. о результатах боевого полета, январь-март 1943 г.

n.34 is very hidden, but the shape of the blades and the gunsight without rear cushion suggest a type 10
Мл. лейтенант Гурьянов Г.Г. докладывает о готовности дежурного звена ст. лейтенанту Дмитриеву на фоне истребителей И-16 с номерами 34 и 75. Фото 1943 г.
ftr color profile
И-16 тип 29 с красным номером 75. Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.

тип 17 (возможен и 28, но нет кронштейна для ФКП, скорее 17)
Истребитель И-16 тип 17 на взлёте.
журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Самолет И-16 № 43. Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.

ишачок версия типа 18 фото ВОВ ВВС ВМС
Командир 13 истребительного авиаполка ВВС Балтфлота Герой Советского Союза Романенко Иван Георгиевич у своего И-16 тип 18 (либо 24) с белым бортовым номером 71.

4-й гвардейский истребительный авиационный полк. Самолет в боевой готовности. 1942
Истребитель И-16 № 58 заводится автостартером, фото 1942 г.

4-й гвардейский истребительный авиационный полк. Гвардии лейтенант Пушкин в свободные минуты от боевых вылетов
Гвардии лейтенант Пушкин в гамаке на фоне И-16. Другая фотография из серии - по клику.
Guards lt. Pushkin. Click to view other picture.


Авиаторы полка фото ВОВ
Самолёт И-16, фото 1942 г.

military plane
Гвардии старший лейтенант С.С. Суворкин в кабине И-16 № 96, фото 1942 г.

типы 6, 10 и 18, причем б/н 96 - серии 10 и 18 на разных фото? б/н 50 - серии 6, б/н 96 - серии 10. также была дата - август 1941
Истребители И-16 с автостартерами на аэродроме Бычье поле (остров Котлин, Кронштадт) в 1942 г. Модификации: тип 5 (№ 50), тип 27 (№ 96). Другой ракурс фотографии - по клику.
The I-16 tactical numbers 50 and 96. Click to view other picture.


Советский военный самолёт И-16 состава 4 гв иап БФ
Истребители И-16 в августе 1941 года. Модификации: тип 29 (№ 12), тип 27 (№ 96), тип 29 (№ 25).

96 of the last photo could be a type 27 because of the closed right door, apart for this it is indistinguishable from type 28
"Ишачки" готовятся к старту. Осень 1941 г. – весна 1942 г.
The I-16 type 29 fighters numbers 12 (type 29) and 96, Great Patriotic war photo.

this means war! naval i16 in combat ww2 foto
Истребитель И-16 тип 29 с белым бортовым номером 12. Реконструкция окраски выполнена М.Быковым.

Механик 3 эскадрильи 4 гиап ВВС Бф гвардии старший сержант Н.М. Ягодзинский вручает газеты летчику дежурного звена заместителю командира 3 эскадрильи гвардии капитану Е.Т. Цыганову.
Механик 3 эскадрильи гвардии старший сержант Н.М. Ягодзинский вручает газеты летчику дежурного звена заместителю командира 3 эскадрильи гвардии капитану Е.Т. Цыганову. И-16 № 07 или 97, фото 1942 г.


4. Ла-5 различных модификаций (февраль 1943 г. — май 1945 г.)
20.01.1943 - начато освоение истребителей Ла-5.
24.03.1943 - полк полностью перевооружился на самолеты Ла-5.

Фотография Три лётчика Георгий Дмитриевич Костылев, Василий Фёдорович Голубев, Романов Александр Григорьевич
Василий Фёдорович Голубев, Романов Александр Григорьевич, Георгий Дмитриевич Костылев на фоне Ла-5. 1943 г.

Фотография. Разбор боевого полета. Указания делает гв. майор тов. Бабенков. КБФ 1944-1945
Разбор боевого полета. Указания делает гвардии майор Бабенков.

фото снимок ВОВ воздушное сражение.
Штурман полка гвардии старший лейтенант В.М. Дмитриев на фоне Ла-5 с изображением зубастой пасти, июль 1943 г.

фотоснимок ВОВ Сталинские соколы действующая армия СССР
Комсорг эскадрильи гвардии младший лейтенант Алпатов А.Г. на фоне Ла-5 с изображением зубастой пасти.


Истребитель Ла-5 № 15 в музее. Вид спереди - по клику.
The La-5 in the muzeum. Click to another view.

Музейная это подарок Костылеву от однополчан, когда его переводили из полка в Управление. В таком виде самолет не воевал.
Ла-5 Г.Д. Костылева в первом музее обороны Ленинграда. На эмблеме - надпись "Слава" вместо "Гвардия". Увеличение фотографии - по клику.
зубастик
Рисунок М. Быкова.

ГСС, четырежды кавалер ордена Боевого Красного знамени Цыганов Евгений Терентьевич у самолёта Ла-5 ранней версии
Цыганов Евгений Терентьевич на фоне самолёта Ла-5 ранней модификации с бортовым № 40, фото 1943 г.
La-5 fighter drawing
The La-5 fighter number 40 drawing by Massimo Tessitori.
Color profile La-5 warplane
Color profile by Massimo Tessitori.

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил Военно-морского флота СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Ла-5 номер 99 с надписями «Эскадрилья “Валерий Чкалов”» и «От колхозников и колхозниц Горьковской области».

Гвардии капитан Творогов Иван Леонтьевич на фоне Ла-5.
действующий флот
The La-5 aircaft. Color profile by Massimo Tessitori.
Ла5 ЭВЧ бортовая надпись.

дружба народов СССР
Лётчики разных национальностей: татарин - младший лейтенант М.Х. Сюняев, грузин - старший лейтенант Ш.Я. Бедукадзе, украинец - старший лейтенант Д.Л. Соценко, русский - старший лейтенант В.П. Голубев, белорус - младший лейтенант П.М. Леончиков. Фото 1943 г.

Передача самолета ЛА-5, подаренному летчиками ТОФ лучшему летчику авиационного полка. Слева направо гв. подполковник Голубев, гв. капитан Потапов, гв. полковник Хахилев. КБФ
Передача самолета Ла-5, подаренного летчиками ТОФ. Слева-направо: гв. подполковник Голубев, гв. капитан Потапов, гв. полковник Хахилев. КБФ, 1944-1945 гг.


Ла-5ФН № 41 на острове Сейскар в феврале 1944 года.

Soviet plane La-5FN number 41 of 4 giap Red navy Baltic fleet. Drawing by M.Bykov.

Ла5 УТИ Передовые офицеры 4-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ
Капитан Бычков С.Н. и ст. лейтенант Макеев П.С у Ла-5УТИ б/н 14. По клику - инженер-майор С.Ф. Мельников и инженер-капитан П.Г. Назаров.
The La-5UTI trainer plane. Click to view other picture.




5. Ла-7 : (ноябрь 1944 г. — май 1945 г.)

Герой Советского Союза подполковник Голубев В.Ф. и капитан Творогов и Лагутин (слева направо)
Герой Советского Союза подполковник Голубев В.Ф. и капитан Творогов и Лагутин. Предположительно - ноябрь 1944 г.

4 ГвИАП ВМФ СССР Герой Советского Союза гв. майор Д.М. Татаренко
Герой Советского Союза гв. майор Д.М. Татаренко, предположительно - ноябрь 1944 г. Другой кадр - по клику.
4 GIAP of Red navy deputy commander Tatarenko. Click to view other picture.


Герой Советского Союза, летчик 3-го гвардейского истребительного авиаполка капитан Татаренко Дмитрий Митрофанович.
Татаренко Дмитрий Митрофанович на фоне самолётов Ла-7 и УТ. Предположительно - ноябрь 1944 г.

ГСС Голубев В.Ф. командир 4 ГИАП Передовые офицеры 4-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ
Комполка Голубев В.Ф. у Ла-7 № 33, предположительно - ноябрь 1944 г. Другая фотография - по клику.
4 GIAP of Red navy commander Golubev. Click to view other picture.


военное небо 4 Гв ИАП ВМФ СССР
Инженер эскадрильи М.С. Бороздин на самолете Ла-7.

Дважды Герой Советского Союза, гв. подполковник Голубев В.М., награжденный королем Великобритании Георгом VI орденом Британской империи IV степени.
Голубев Василий Фёдорович на фоне своего Ла-7, 1944 г. Другой кадр - по клику.
4 GIAP of Red navy commander Golubev. Click to view other picture.


камуфляжная окраска.
Полный размер фотографии - по клику. Самолеты Ла-7 (№ 70 либо 79) и Ла-5ФН (№ 41) на фоне военно-транспортного Ли-2. Истребители из состава ВВС Балтийского флота, 4 гиап или 3 гиап.
Click to enlarge: the La-7 and La-5FN of 3rd or 4th GIAP of Baltic fleet.


Балтийский якорь. вряд ли фото с Ла-7 1944 года, скорее 1945, причем возможно и послевоенные
Истребитель Ла-7 бортовой номер 10, предположительно - из состава 4 гиап ВМФ.
Russian 4th navy GvIAP photo in WWII anchor.
The La-7 warplane number 10 of Red navy Baltic fleet (3 or 4 GIAP). Credits to Massimo Tessitori.

       История полка

       В мае 1938 г. на основании приказов НК ВМФ №0330 и №0331 от 25.04.1938 г. 3-я ОИАЭ была обращена на формирование на аэр. Котлы 13-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота. По штату в полку имелось в управлении 3 истребителя, один транспортный и один связной самолет, а в эскадрильях - по 16 истребителей. Полк был включен в состав 61-й ИАБ ВВС БФ, управление которой формировалось в это же время на аэр. Котлы.
       Новая авиационная часть имела первоначально в своем составе три эскадрильи. На вооружении полка стояли самолеты И-15, И-16 и И-153. Постепенно самолеты И-15 были сняты с вооружения.
       К августу 1938 г. в составе полка была сформирована 4-я эскадрилья, вооруженная истребителями И-15бис и временно базирующаяся на оперативном аэр. Копорье.
       По состоянию на 29.05.1939 г. в боевом составе полка числилось 26 И-16, 3 И-15бис и 3 И-5.
       На 27.11.1939 г. к началу «Зимней войны» 13-й ИАП базировался:
- на аэр. Котлы – управление полка, 1-я и 2-я ИАЭ (22 И-16 и 1 И-15бис);
- на аэр. Низино - 3-я ИАЭ (6 И-16);
- на аэр. Беззаботное - 4-я ИАЭ (13 И-15бис).
       В период с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. 13-й ИАП принимал активное участие в боевых действиях против Финляндии. Основными задачами полка были:
- охрана пунктов базирования флота, аэродромов базирования полка, кораблей и транспортов с войсками в районе островов Соммерс, Гогланд, Лавенсаари;
- разведка погоды в районе о. Бьерке;
- разведка дорог, объектов и войск противника;
- штурмовые действия по объектам противника;
- обеспечение посадки наших войск на транспорты у о. Суурсаари;
- нанесение бомбовых ударов по батареям и кораблям противника;
- охрана самолетов-фоторазведчиков;
- ведение демонстрационных действий по ст. Симола с целью вызова истребителей противника;
- сопровождение в воздухе бомбардировщиков 8-й АБ (СБ и ДБ), 15-го АП и ВВС ЛенВО;
- обеспечение корректировки артогня самолетами МБР-2 в районе Бъерке.
       По состоянию на 01.01.1940 г. в боевом составе 13-го ИАП числилось 77/71 самолетов, в т.ч. 8/8 И-16М-62, 40/37 И-16М-25, 16/16 И-15бис, 2/1 И-5, 2/2 ДИ-6, 5/5 УТИ-4, 3/2 У-2, 2/- УТ-1.
       30.01.1940 г. из 13-го ИАП в 13-ю ОИАЭ ВВС БФ были переданы 6 И-16.
       В феврале-марте 1940 г. ч.с. 3-й АЭ действовала с ледового аэродрома в районе о. Лавенсаари в интересах штаба Зимней обороны.
       21.02.1940 г. 13-й ИАП (18/15 И-16, 15/12 И-16п) перебазировался на о. Лавенсаари без 4-й АЭ (13/12 И-15бис и 14/13 И-153), которая на аэр. Липово осваивала самолеты И-153.
       Всего в ходе войны полк произвел 2116 самолетовылетов, сбив (по данным летчиков) 25 самолетов противника.
       После окончания «Зимней войны» полк приступил к плановой боевой подготовке на аэр. Котлы и Копорье.
       По состоянию на 01.05.1940 г. 13-й ИАП на аэр. Котлы имел следующий боевой состав: 10/9 И-16М-62, 22/20 И-16М-25, 17/14 И-153, 5/4 УТИ-4, 8/7 У-2, 2/- УТ-1.
       С 11 по 15 сентября 1940 г. на основании приказа НК ВМФ №00218 от 25.08.1940 г. 13-й ИАП (управление, 1-я, 2-я, 3-я и 4-я АЭ) передислоцировался из Копорья на полуостров Ханко (Финляндия). В специальном отношении полк оставался в подчинении командиру 61-й АБ ВВС БФ, а в оперативном отношении - командиру ВМБ Ханко.
       В декабре 1940 г. в полку было завершено формирование 5-й ИАЭ.
       До конца мая 1941 г. 13-й ИАП базировался на аэр. Ханко всем составом. 29.05.1941 г. в связи с предстоящей реконструкцией аэродрома управление полка и три эскадрильи (1-я, 2-я и 3-я АЭ) перебазировались под Ленинград на аэр. Керстово для перевооружения на новые самолеты. В дальнейшем туда же перебазировалась и 5-я АЭ.
       На Ханко осталась 4-я АЭ полка составом 11 И-153 и одного У-2. Старшим от управления и штаба полка на аэр. Ханко был помощник командира 13-го ИАП капитан А.В.Ильин (командир полка ГСС полковник И.Г.Романенко и штаб полка находились в Таллине).
       С 09.06.1941 г. полк из 61-й ИАБ был передан в состав 10-й АБ ВВС БФ.
       К 22.06.1941 г. 13-й ИАП базировался: 1-я, 2-я, 3-я и 5-я АЭ (И-16) на аэр. Керстово, а 4-я АЭ (И-153) – на аэр. Ханко. В полку имелось 38/27 И-16, 12/11 И-153, 1/1 И-15, 6/6 УТИ-4, 1/1 УТ-2, 3/3 У-2 и 85 летчиков.
       В этот же день с аэр. Керстово на аэр. Лагсберг перебазировались 18 И-16 из 1-й АЭ и 2-й АЭ полка. На аэ. Керстово остались 3-я АЭ и 5-я АЭ (И-16).
       К 25.06.1941 г. 3-я АЭ полка завершила переучивание на самолеты МиГ-3 и была передана в так называемую Особую авиагруппу 61-й ИАБ для усиления ПВО Ленинграда и Кронштадта с базированием на аэр. Низино.
       25.06.1941 г. летчик полка капитан А.Антоненко открыл боевой счет авиаторов–балтийцев, сбив в районе о. Найссаар немецкий разведчик «Юнкерс» Ju-86.
       26.06.1941 г. основная часть 1-й АЭ (6 И-16) перебазировалась на аэр. Ханко. Всего в составе истребительной авиагруппы на полуострове стало 22/16 самолета И-16 и И-153. В последующем число исправных снизилось до 10 самолетов. В этот же день на аэр. Лагсберг перелетели 10 пушечных истребителей И-16 2-й АЭ.
       28.06.1941 г. был издан приказ НК ВМФ №00154 согласно которому подлежало сформировать в 13-м ИАП ВВС БФ эскадрилью самолетов Ил-2. Формирование эскадрильи предписывалось закончить 10 июля. Во исполнение данного приказа личный состав 5-й АЭ полка был направлен на аэр. Купля, где приступил к освоению новой авиационной техники.
       На аэр. Лагсберг осталась 2-я АЭ полка (1-я и 4-я АЭ находились на аэр. Ханко, 3-я АЭ – на аэр. Низино, а 5-я АЭ – на аэр. Купля).
       По состоянию на 12.07.1941 г. в боевом составе 13-го ИАП числилось:
- ч.с. 1-й АЭ на аэр. Котлы – 2/2 МиГ-3 и 13 летчиков, осваивающих новую авиатехнику, из которых 3 могли летать ночью;
- 4-я АЭ и ч.с. 1-й АЭ на аэр. Ханко – 9/4 И-16 и 9 летчиков, из которых 8 были подготовлены к полетам ночью, 9/9 И-153 и 14 летчиков (7 летали ночью) и 1/1 И-15;
- 2-я АЭ на аэр. Лагсберг 13/13 И-16 и 17 летчиков, из которых 7 были подготовлены к полетам ночью;
- 5-я АЭ аэр. Купля – 7/5 Ил-2 и 7 экипажей, обучающихся пилотированию штурмовиков.
       14.07.1941 г. Указом ПВС СССР звание Героя Советского Союза было присвоено капитану Алексею Касьяновичу Антоненко (за месяц боев – 10 побед) и лейтенанту Петру Антоновичу Бринько (к середине сентября 1941 г. – 15 побед). Это были первые Герои не только среди авиаторов Балтики, но и среди авиаторов всей Морской Авиации с начала Великой Отечественной войны.
       25.07.1941 г. спустя всего 11 дней после присвоения высокого звания ГСС при посадке на свой аэродром, находящийся под обстрелом противника, при развороте на малой высоте самолет, пилотируемый капитаном А.К.Антоненко, потерял скорость и упал. Летчик погиб…
       По состоянию на 01.08.1941 г. в составе 13-го ИАП числилось 46 боевых, учебных и связных самолетов, в т.ч.: 3 МиГ-3, 24 И-16, 10 И-153, 1 И-15бис, 6 УТИ-4, 1 У-2, 1 УТ-2.
       По мере продвижения немецких войск к центру Таллина пришлось перебазировать все самолеты полка с аэр. Лагсберг на импровизированную площадку на полуострове Пельясар Туда же перебазировался КП 13-го ИАП.
       28.08.1941 г. вечером накануне оставления нашими войсками Таллина все уцелевшие самолеты полка улетели на восток под Ленинград на аэр. Низино и на аэродром ВВС КА Большой Двор под Тихвином. По состоянию на эти сутки в боевом составе 13-го ИАП (не считая аэр. Ханко) числилось: на аэр. Низино 4/4 И-16 и 4 летчика; на аэр. Большой Двор 3/2 И-16 и 3 летчика.
       03.09.1941 г. полк перебазировался с аэр. Низино на аэр. Новый Петергоф.
       07.09.1941 г. 13-й ИАП из 10-й АБ был передан в состав 61-й ИАБ ВВС БФ. На аэр. Новый Петергоф имелось 8/7 И-16 и 14 летчиков.
       12.09.1941 г. 7 И-16 13-го ИАП перебазировались с аэр. Новый Петергоф в Ленинград на Корпусной, Комендантский и Приютинский аэродромы. В последующем эти самолеты стали базироваться на аэр. Новая Ладога и Шум.
       14.09.1941 г. летчик ГСС лейтенант П.Бринько вылетел на уничтожение вражеского аэростата южнее с. Беззаботное, корректирующего огонь дальнобойной артиллерии противника. При сильном зенитном огне Бринько атаковал аэростат и заставил его спуститься. Осколком зенитного снаряда летчик был ранен. При снижении поврежденный самолет задел за высоковольтную линию и упал, летчик погиб.
       С 16.09.1941 г. часть сил 13-го ИАП (6 И-16) базирующаяся на аэр. Новая Ладога вместе с 5-м ИАП, 12-й ОИАЭ и 13-й ОИАЭ ВВС БФ была выделена в состав Специальной (Ладожской) авиагруппы ВВС БФ для защиты транспортных коммуникации на озере. Еще восемь И-16 из 13-го ИАП были перебазированы с аэр. Шум на аэр. Левашово.
       В сентябре 1941 г. ввиду недостатка самолетов 4-я АЭ полка была расформирована. С этого времени полк перешел на штат трехэскадрильного состава (5-я АЭ полка еще в июле была направлена на переучивание на Ил-2).
       В октябре 1941 г. в состав 13-го ИАП влилась 104-я ОИАЭ ВВС БФ, ставшая 3-й АЭ полка.
       С ноября 1941 г. 13-й ИАП основным составом базировался в Новой Ладоге.
       К концу ноября 1941 г. в боевом составе 13-го ИАП имелось 19/13 И-16, 3/3 И-153 и 50/23 летчика.
       С 30.11.1941 г. штаб 13-го ИАП, 1-я АЭ и 2-я АЭ передислоцировались на полевой аэродром у д. Выстав в восьми километрах юго-восточнее Кобоны. К этому времени в полку была сформирована новая 3-я АЭ.
       02.12.1941 г. истребители (8 И-16 и 8 И-153) 13-го ИАП, прикрывая эвакуирующиеся с Ханко войска, перелетели в Кронштадт:
       С декабря 1941 г. 13-й ИАП составом трех эскадрилий прикрывал самый уязвимый участок ледовой трассы от Кобоны до острова Зеленец. Кроме прикрытия участка Ледовой трассы, также оказывали содействие войскам 54-й армии Волховского фронта в наступлении на Любань с целью деблокировать кольцо блокады.
       В январе 1942 г. в составе 13-го ИАП, базирующегося на аэр. Выстав, числилось всего 17/10 И-16, а также несколько самолетов У-2 и УТИ-4.
       Приказом НК ВМФ СССР №10 от 18.01.1942 г. «за проявленную отвагу в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 13-й ИАП был преобразован в 4-й гвардейский истребительный авиационный полк.
       На 28.02.1942 г. в боевом составе 4-го гв. ИАП, дислоцирующегося на аэр. Выстав, числилось 35 И-16.
       За 12 месяцев войны (с 22.06.1941 г. по 22.06.1942 г.) полк потерял 87 самолетов И-16 и И-153 и 49 летчиков.
       В конце июля 1942 г. полку была поставлена новая боевая задача - охрана с воздуха Главной ВМБ – Кронштадта.
       С 03.08.1942 г. 4-й гв. ИАП перебазировался с аэр. Выстав на аэр. Бычье Поле.
       В августе - сентябре 1942 г. самолеты 4-го гв. ИАП прикрывали выход подводных лодок Балтийского флота через Финский залив в Балтийское море.
       По состоянию на 31.12.1942 г. в боевом составе полка, базирующегося на аэр. Бычье Поле числилось 22/18 самолетов И-16.
       С 19.01.1943 г. 1-я и 3-я АЭ полка приступили к переучиванию на истребители Ла-5 на аэр. Новинки Новгородской области.
       К 23.02.1943 г. 2-я АЭ И-16 вернулась с аэр. Гражданка на аэр. Бычье Поле и Борки.
       К 01.04.1943 г. 1-я и 3-я АЭ 4-го гв. ИАП, завершив переучивание на Ла-5, перелетели в Кронштадт. В это время в полку числилось 32 летчика, 19 Ла-5 на аэр. Бычье Поле и 6 И-16 на аэр. Борки и Бычье Поле.
       С 19.05.1943 г. к переучиванию на Ла-5 приступила 2-я АЭ полка.
       К 22.06.1943 г. одну АЭ полка перебазировали на передовой аэродром на о. Лавенсаари.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 4-го гв. ИАП числилось:
- на аэр. Бычье Поле - 17/14 Ла-5, 2/1 И-16 и 38 летчиков;
- на аэр. Лавенсаари – 8/8 Ла-5, 1 И-16 и 8 летчиков;
- на аэр. Борки – 1/- Ла-5 и 1 И-16 без летчиков.
       К 09.07.1943 г. АЭ полка с о. Лавенсаари вернулась на аэр. Бычье Поле.
       5-6 февраля 1944 г. 4-й гв. ИАП полностью перебазировался на о. Лавансаари в Финском заливе, а с 15 марта - на аэродром на о. Сескар.
       На 01.04.1944 г. в боевом составе полка насчитывалось 31 Ла-5, 32 летчика.
       31.05.1944 г. 4-й гв. ИАП составом 37 Ла-5 перелетел на аэр. Липово.
       С июня 1944 г. полк принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск, осуществляя прикрытие кораблей и десантов морской пехоты, а также сухопутных войск, действующих вдоль северного побережья Финского залива.
       12 и 16 июля 1944 г. на 4-й гв. ИАП была возложена задача блокирования финского аэродрома Котка при налете ВВС БФ на немецкий крейсер ПВО «Ниобе» (который советское командование приняло за финский броненосец «Вяйнемяйнен») в порту Котка. Данная задача была успешно решена.
       В июле 1944 г. в рамках подготовки и проведения Нарвской операции, а также операции по уничтожению сил 4-й флотилии немцев на Чудском и Псковском озерах 9 Ла-5 полка перебазировались на аэр. Смуравьево в районе г. Гдов.
       03.09.1944 г. 9 Ла-5 из 4-го гв. ИАП перебазировались с аэр. Смуравьево в Псковской области на аэр. Липово.
       К началу октября 1944 г. в полку была сформирована 4-я эскадрилья, получившая на вооружение истребители Ла-7.
       18.10.1944 г. полк всем составом был перебазирован с аэр. Липово в Финляндию на аэродромы Малми и Котка.
       На 01.01.1945 г. в составе полка имелось 34 Ла-5 и 8 Ла-7 на аэр. Малми, 4 Ла-5 на аэр. Котка, 4 Ла-7 на аэр. Сууркюль.
       26.02.1945 г. 6 Ла-7 и 6 Ла-5 4-го гв. ИАП перелетели с аэр. Малми на аэр. Скулте (Рига), а оттуда 28 февраля - на аэр. Аглонен в районе Паланги для участия в боях против Курляндской группировки противника.
       01.04.1945 г. 4-й гв. ИАП перебазировался на аэроузел севернее Кенигсберга (аэр. Повунден и Мюльзен), чтобы вместе с истребителями ВВС КА прикрывать наземные войска и ударную авиацию флота.
       07.05.1945 г. 4-й гв. ИАП всем составом (57 самолетов Ла-5 и Ла-7) перебазировался с аэр. Повунден и Мюльзен на аэр. Аглонен (восточнее Паланги).
       Последние боевые вылеты летчики полка совершили 08.05.1945 г. на блокирование либавского аэродрома, откуда остатки немецкой авиационной группировки пытались перелететь в нейтральную Швецию.
       С мая 1945 г. 4-й гв. ИАП базировался на аэр. Лагсберг (Таллин) составом 17 Ла-5, 19 Ла-7 и 55 летчиков.
       24.05.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0292 от 30.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования по разгрому Земландской группировки войск противника, захвату военно-морской базы Пиллау и проявленные при этом мужество и отвагу 4-й гв. ИАП был награжден орденом Ушакова II-й степени.
       За годы войны летчики 4-го гв. ИАП выполнили 22253 боевых вылетов, в т.ч. на штурмовку позиций противника - 2100, на сопровождение авиации - 3800, на разведку - 1500, на прикрытие ВМБ - 1600, на обеспечение кораблей БФ - около 850 и на прикрытие своих войск - более 700. Был уничтожен 431 самолет противника, около 6000 солдат и офицеров, 20 танков и бронемашин, 358 автомашин, 87 орудий и 128 плавсредств. Собственные потери полка составили 100 летчиков.
       С марта 1946 г. 4-й гв. ИАП входил в состав ВВС Югобалтийского флота (с февраля 1947 г. 4-й ВМФ).
       В мае 1946 г. 4-й гв. ИАП вместе с управлением 1-й гв. ИАД (в 1948 г. переименована в 24-ю гв. ИАД) перебазировался на аэр. Нойтиф в Восточной Пруссии (ныне аэр. Коса Калининградской области).
       С 06.06.1946 г. полк перебазировался с аэр. Нойтиф на аэр. Хайлигенбайль (ныне г. Мамоново в Калининградской области). В составе четырех эскадрилий полка насчитывалось 48 Ла-7 и 60 летчиков.
       В начале 1948 г. 4-й гв. ИАП перевооружился на истребители Р-63 «Кингкобра», но в июле того же года сменил их на истребители Р-39 «Аэрокобра» и учебно-боевые самолеты Як-11.
       К 01.07.1950 г. 4-й гв. ИАП 24-й гв. ИАД ВВС 4-го ВМФ перевооружился с Р-39 и Як-11 на истребители Ла-11.
       С 05.06.1951 г. полк из 24-й гв. ИАД был передан в 8-ю МТАД ВВС 4-го ВМФ.
       16.02.1952 г. 4-й гв. ИАП ненадолго вернулся в 24-ю гв. ИАД, но уже с 15.09.1952 г. его передали в 717-ю ИАД ВВС 4-го ВМФ.
       В 1952 г. он получил на вооружение реактивные истребители МиГ-15, которые к 1955 г. сменили МиГ-17.
       25.05.1953 г. 4-й гв. ИАП окончательно возвращается в состав 24-й гв. ИАД.
       После 1956 г. полк с аэр. Мамоново был перебазирован на аэр. Коса.
       К июню 1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 4-й гв. ИАП на аэр. Коса вместе с управлением 24-й гв. ИАД был расформирован.

       Командиры полка

       И.Г.Лазарев (май-июль 1938 г., ВрИД), (ГСС) Романенко Иван Романенко (июль 1938 г. – август 1941 г.), А.В.Алексеев (август 1941 г., ВрИД), Л.Г.Белоусов (август-октябрь 1941 г., ВрИД), Михаил Васильевич Охтень (октябрь 1941 г. – январь 1942 г., снят), Борис Иванович Михайлов (январь-октябрь 1942 г., снят), Владимир Степанович Корешков (октябрь – ноябрь 1942 г.), Лаврентий Порфирьевич Борисов (ноябрь 1942 г. – июль 1943 г., ранен в марте), ГСС Василий Федорович Голубев (с апреля 1943 г., ВрИО, август 1943 г. – май 1946 г.), Панфилов (в июле 1945 г., ВрИД, с мая 1946 г., был в августе 1946 г.), Г.А.Романов (в 1946-50 гг.), В.А.Блоха (был в марте 1955 г., до июня 1960 г.).





Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Изображения - massimotessitori.altervista.org , waralbum.ru .
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

4 гвардейский истребительный авиационный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ

(13-й истребительный авиаполк, 3-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья)

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк. отдельная истребительная авиационая эскадрилья, истрэскадрилья, истравиаэскадрилья, авиаистрэскадрилья.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.