Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

21 истребительный авиационный Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова полк ВВС ВМФ


21st navy fighter aviation «Kenigsberg» regiment VVS

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       10.1941–03.1942 — 21 истребительный авиаполк сформирован при 1 запасном истребительном авиаполку ВВС ВМФ (г. Саранск).
       21.01.1944 — За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       05.04.1945 — За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Клайпеда (Мемель) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 иап ВВС ВМФ награжден орденом Суворова III степени.
       17.05.1945 — За отличие в боях при овладении городом и крепостью Кенигсберг приказом ВГК № 084 21 иап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Кенигсбергский».
       Встречаются сокращения 21 ИККСАП, 21 ИАККОСП ВВС КБФ.
       11.12.1948 — 21 Краснознаменный иап переименован в 314 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ (циркуляр НМГШ ВМС № 0056 от 10.04.1948).
       В июле 1960 г. 314 иап расформирован в 137 иад ВВС ДКБФ (аэр. Пенемюнде).

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.04.194204.08.194261 иабрВВС Краснознаменного Балтийского флота
04.08.194209.05.19458 бабр / 8 мтад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом совершено 10220 боевых вылетов, проведено 265 воздушных боев, сбито 290 самолетов противника.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка стояли И-16, УТИ-4, Як-1, Як-7, Як-9д, Як-9у, Як-9м, Як-11, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-15, МиГ-17.

       С 1943 года отличительным признаком истребителей ВВС КБФ (3 гиап, 4 гиап, 10 гиап, 14 гиап, 11 иап, 12 иап, 21 иап) были белые коки винтов и рули направления.


1. И-16 (с августа 1942 г.)
12.08.1942 - принята эскадрилья из 11 иап ВВС КБФ на самолетах И-16 (стала 3 аэ).

wartime ftr picture USSR. 21st navy fighter aviation «Kenigsberg» regiment
Летчик Я.Е. Еремянц у самолета И-16.


Техник самолета (3 аэ) Синяев провожает своего командира на боевое задание. 1943 г.

камуфляжная окраска Боевое использование
Soviet pilots near the I-16 fighter of 21st iap of Baltic fleet.


Анатолий Георгиевич Ломакин
Истребитель И-16 Героя Советского Союза А.Г. Ломакина в музее обороны Ленинграда.

1. Як-1 (с апреля 1942 г.)

Jak-1 WW2 foto
Разбитый истребитель Як-1 № 9. Пилот - л-т Захаров. Март 1942 г.
Як-1. 21 ИАП КБФ. Пилот л-т Захаров. Март 1942 г.
The Yak-1 tactical number 9, 1944. Drawing by A. Salimgareev.

21-й авиационный полк
Личный состав 2-й эскадрильи. 1942 г.

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Поврежденный 11 сентября 1942 года самолет Як-1 б/н 9 сержанта Ткачёва В.И. Другая фотография этой машины - по клику.
The damaged Yak-1 fighter. Click to view other photo.

21st navy fighter aviation «Kenigsberg» regiment
Soviet plane Yak-1 № 9 color profile by M.Bykov.


21 авп ВМФ ЗБИ знаки быстрой идентификации
Павлов Павел Иванович в кабине самолета Як-1, лето 1942 г. Другая фотография этой машины - по клику.
The Yak-1 fighter in Great Patriotiс war. Click to view other picture.

.
Реконструкция окраски истребителя Як-1 с бортовым номером 15. Автор - М.Быков.

Jak-1 identification mark ftr in combat. WWII Russian navy plane
Лётчик Горбачев И.И. в кабине самолета Як-1 № 51, фото 1942 г.

ястребок 21 кап ВМС фото ВОВ. ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Комполка Слепенков Яков Захарович у своего самолета Як-1, фото 1943 г.
Наши ястребки - Сталинские соколы.
The Yak-1 fighter of Slepenkov ace in 1943.

Цветной боковик Як1 СССР. элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО
The warplane Yak-1 № 51 color profile by M.Bykov.


На аэродроме - уточнение задания. Справа - командир эскадрильи Малиновский
Як-1Б №№ 47 и 2 на аэродроме, фото 1942-1943 г.
The aircraft Yak-1B №№ 47 and 2.



2. Як-7Б

Як-7 Фото ВОВ
Истребитель Як-7Б летчика Брыжко Л.А. после аварии из-за отказа двигателя.
боковик.
Самолет Як-7Б б/н 7. Реконструкция внешнего вида выполнена М.Быковым по фото из аварийного акта, март 1943 г.
Soviet Yak-7B bort number 7, 1943.

Jak-7 WW2 foto
Истребитель Як-7Б «Олег Кошевой» майора Кудымова Д.А., 1944 г.
боковик СССР
The Yak-7B bort number 50, 1944. Drawing by A. Salimgareev.

Истребители Як-7 из 21 ИАП ВВС БФ
Истребители Як-7, увеличение фото - по клику.

ястребки Як-7 А и Б 21-го ИАП
Истребители Як-7А и Як-7Б, увеличение фото - по клику.

Як-7Б 21-го ИАП ВВС БФ
Самолёт Як-7Б, увеличение фото - по клику.


3. Як-9Д и Як-9М (октябрь 1944 г. — май 1945 г.)

Советский 21-й иакп.
Летчики Агафонов А.В. и Серых Н. на фоне истребителей Як-9Д. Машина на заднем плане имеет номер 24.
Soviet pilots Agafonov and Seryh near Yak-9D planes.


Структура, история и боевой путь части. фото ВМВ.
Летчик Серых у Яка.
Soviet pilot Seryh near the Yak warplane.


21-й Краснознаменный истребительный авиационный Кенигсбергский ордена Суворова полк ВВС ВМФ. Фотографии и история
Механики Вандышев Л. и старший сержант Сидоров за осмотром Як-9ДД (Як-9Ю) № Ю01 153 86.
The Yak-9DD aircraft of 21 iap Red navy airforce.


помполка 21-й Краснознаменный Гатчинский ИАП
Помощник командира полка Кудымов Д.А., фото 21.09.1944.

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Лейтенант Н.Д. Серых у истребителя Як-9М б/н 48, фото октября 1944 г.

Цветной боковик морского Яка в ВОВ.
Реконструкция внешнего вида Як-9М б/н 48 выполнена М.Быковым.

Макаров и Антонов это погибшие летчики 21 иап. Оба погибли 16.09.1944. 
Макаров имел 5 личных и (по разным данным) от 2 до 4 групповых побед), Антонов - 3 личных и от 0 до 3 групповых. 
Як-9Т в 21 иап не было, так что это все Як-9М (они отличались друг от друга визуально только величиной ствола пушки, торчащей из кока винта).
Як-9 «Николай Антонов». Прибалтика, фото осени 1944 г.
21 иап ВВС КБФ - самолеты и эмблемы
Истребитель Як-9 № 27 Рисунок А.Павлыгина.

Jak-9 foto.
Як-9 «Евгений Макаров». Прибалтика, осень 1944 г.
21 иап ВВС КБФ, Прибалтика, осень 1944 г.
Истребитель Як-9 № 11. Рисунок А.Павлыгина.


Подполковник Павлов (второй справа) у истребителя с победными звездочками и изображением ордена Красного знамени, осень 1944 года. Увеличение фото - по клику.
The Yak-9D fighter of 21 IAP VMF commander Pavlov. Click to enlarge the photo.

Як-9Д командира б/н 51 21 иап ВВС ББФ подполковника Павлова осень 1944 года
Як-9Д б/н 51 командира полка П.И. Павлова. Рисунок И. Злобина.

БалтФлот
Як-9М № 15 на аэродроме, лето 1944 г.
The Yak-9M board number 15.


21 ИККСАП ВВС БалтФлот фото
Летчики на аэродроме, увеличение фото - по клику.

БКЗ. 21 ИАКП ВВС КБФ
Техник-лейтенант Мохов М. у истребителя Як-9М с наградами полка (ордена Красного Знамени и Суворова) на капоте.
The Yak-9M fighter of 21 iap Red navy airforce.


       История полка

       31.09.1941 г. на аэр. Рузаевка (г. Саранск) на базе 1-го запасного авиационного полка ВМФ началось формирование 21-го истребительного авиационного полка трехэскадрильного состава. На вооружение он получил истребители Як-1. В октябре 1941 г. его включили в состав 10-й авиационной бригады ВВС БФ, которая в это время находилась на переформировании в г. Саранск.
       В феврале 1942 г. управление 10-й АБ убыло в состав ВВС Тихоокеанского флота. В том же месяце приказом НК ВМФ №0131 от 18.02.1942 г. 21-й ИАП был включен в состав ВВС БФ
       По состоянию на 19.02.1942 г. в полку имелось 20 самолетов Як-1.
       К 01.04.1942 г. полк завершил формирование и начал перелет на аэр. Богослово.
       С 22.04.1942 г. 21-й ИАП был временно включен в состав 61-й ИАБ ВВС БФ.
       В мае 1942 г. полк начал перебазирование с аэр. Богослово через Новую Ладогу на аэр. Приютино под Ленинградом.
       В конце июня 1942 г. 21-й ИАП перебросили на Ораниенбаумский плацдарм на аэр. Борки, совершая боевые вылеты на прикрытие пикировщиков 8-й БАБ.
       Приказом командующего ВВС БФ №00147 от 04.08.1942 г. полк из 61-й ИАБ передали в состав 8-й авиабригады ВВС БФ.
       11.08.1942 г. полк был переформирован. Из трех эскадрилий самолетов Як-1 сформировали две АЭ на аэр. Борки. Третьей эскадрильей стала эскадрилья самолетов И-16 (12 ед.), переданная из 11-го ИАП ВВС БФ. Эта эскадрилья базировалась на аэр. Гражданка. Ее главной задачей было прикрытие штурмовиков Ил-2 57-го ПШАП, которые базировались на том же аэродроме.
       По состоянию на 31.12.1942 г. в боевом составе полка, базирующегося на аэр. Приютино, Гражданка, Борки, Выстав и Новинки числилось 20/14 боевых самолетов Як-1 и И-16.
       В конце января 1943 г. 1-я и 2-я АЭ 21-го ИАП перелетели с аэр. Борки на аэр. Гражданка.
       В середине мая 1943 г. 3-я АЭ полка перелетела на аэр. Новая Ладога, где приступила к переучиванию и перевооружению на самолеты Як-7 вместо Як-1 и И-16.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 21-го ИАП числилось:
- на аэр. Гражданка 6/4 Як-7 и 23 летчика, 1/- Як-1 с одним летчиком;
- на аэр. Новая Ладога 6/5 Як-7 и 8 летчиков, 2/1 Як-1 с двумя летчиками.
       22.01.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №28 от 22.01.1944 г.) «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» 21-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       В феврале 1944 г. Военным Советом БФ полку были переданы три именных самолета Як-7 построенных на средства жителей Краснодона. Один из них с надписью: «Олег Кошевой» получил майор Д.Кудымов, а два других – «Сергей Тюленин» и «Ульяна Громова» получили капитан В.Меркулов и мл. лейтенант Ткачев.
       В середине февраля 1944 г. 21-й ИАП перебазировался с аэр. Гражданка на аэр. Гора-Валдай, а в середине марта – на аэр. Борки. К этому времени на вооружение полка поступили новые истребители Як-9.
       По состоянию на 01.07.1944 г. в составе 21-го ИАП, базирующегося на аэр. Борки, числилось 40 Як-9. К августу 1944 г. полк перебазировался с аэр. Гора-Валдай и Борки на аэр. Шяуляй (Шавли).
       07.08.1944 г. 21-й ИАП составом 30 Як-9 перебазировался с аэр. Шяуляй на аэр. Порубанок (Вильно), а 20 августа - на аэр. Паневежис.
       В октябре 1944 г. летный состав полка в Ленинграде получал и испытывал истребители Як-9м и Як-9у.
       22.02.1945 г. 21-й ИАП вместе с 1-м гв. МТАП перебазировался с аэр. Паневежис на аэр Аглонен и Грабштейн в районе г. Мемель.
       05.04.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №091 от 31.05.1945 г. и приказом НК ВМФ №0193 от 19.04.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками при овладении городом Клайпеда (Мемель) и проявленные при этом мужество и отвагу 21-й ИАП был награжден орденом Суворова III-й степени.
       29.04.1945 г. полк был перебазирован в Померанию на аэродромный узел Боденхаген-Кольберг (ныне польские города Багич и Колобжег).
       17.05.1945 г. приказом ВГК №084 (объявлен приказом НК ВМФ №0309 от 09.06.1945 г.) за участие в штурме и взятии Кенигсберга полк был удостоен почетного наименования «Кенигсбергский».
       В июне 1945 г. полк перебазировался в Германию на аэр. Гарц (о. Узедом). В это время имел на вооружении истребители Як-9м и Як-9у.
       В ноябре 1946 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0518 от октября 1946 г. и приказа Ком. ВВС ЮБФ №0204 от 13.11.1946 г. 21-й ИАП вышел из состава 8-й МТАД ВВС Южнобалтийского флота, перейдя в непосредственное подчинение командующему ВВС ВМФ.
       В октябре 1947 г. 21-й ОИАП, вооруженный истребителями Як-9м и Як-9у, был переведен на четырехэскадрильный штат.
       К началу 1948 г. на вооружение двух эскадрилий полка поступили самолеты Р-39 «Аэрокобра», на которых полк продолжал летать до середины 1951 г. Еще две эскадрильи полка были вооружены истребителями Як-9м.
       На основании циркуляра НГШ №0056 от 10.04.1948 г. 21-й ОИАП был переименован в 314-й (отдельный) истребительный авиационный полк.
       Весной 1949 г. полк был переведен на трехэскадрильный штат. В этом же году 314-й ОИАП на аэр. Гарц был включен в состав 92-й САД ВВС 4-го ВМФ, которая в августе 1950 г. была переформирована в 601-ю ШАД ВВС 4-го ВМФ.
       В первой половине 1950 г. все истребители Як-9м и учебно-боевые самолеты Як-11 были списаны, и на вооружении 314-го ОИАП остались только Р-39 «Аэрокобра».
       В середине 1951 г. полк получил истребители Р-63 «Кингкобра» от 246-го гв. ИАП ВВС 4-го ВМФ.
       В марте 1952 г. полк передислоцировался с аэр. Гарц на аэр. Пенемюнде (о. Узедом) в Восточной Германиии.
       В первой половине 1952 г. летный и технический состав полка переучивался на новую реактивную технику – истребители МиГ-15. К июню 314-й ИАП завершил перевооружение с «Кингкобр» на МиГ-15.
       В середине 50-х годов полк перевооружился на истребители МиГ-17.
       В марте 1960 г. в соответствии с директивой ГК ВМФ №ОМУ/13029сс от 27.03.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 314-й ИАП 137-й ИАД (бывш. 601-я ИАД) на аэр. Пенемюнде был расформирован.
       Полком командовали: Николай Елисеевич Ковширов (ноябрь 1941 г. - март 1942 г., ВрИД), С.П.Ремизов (до марта 1942 г.), (ГСС) Яков Захарович Слепенков (апрель 1942 г. – июнь 1943 г.), Георгий Алексеевич Романов (июнь-ноябрь 1943 г., ВрИД), ГСС Павел Иванович Павлов (ноябрь 1943 г. – февраль 1946 г.), Н.К.Свиридов (февраль 1946 г. – ноябрь 1947 г.), Ю.В.Храмов (ноябрь 1947 г. – декабрь 1948 г.), В.И.Парамонов (декабрь 1948 г. - ноябрь 1950 г.), П.И.Кокарев (ноябрь 1950 г. - 1953 г.), И.С.Колесник (1953-56 гг.),





Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Галина Вабищевич - Интервью с Г.В.Мартыновским, ветераном 21 ИАП.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru



Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

21 Краснознаменный истребительный авиационный Кенигсбергский ордена Суворова полк ВВС ВМФ

21-й Гатчинский истребительный авиаполк

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.