Главная      ИА      РА      ША      БА      СП

21 Краснознаменный истребительный авиационный Кенигсбергский ордена Суворова полк ВВС ВМФ


21st navy fighter aviation «Kenigsberg» regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       10.1941–03.1942 — 21 истребительный авиаполк сформирован при 1 запасном истребительном авиаполку ВВС ВМФ (г. Саранск).
       21.01.1944 — За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 иап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       05.04.1945 — За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Клайпеда (Мемель) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 21 иап ВВС ВМФ награжден орденом Суворова III степени.
       17.05.1945 — За отличие в боях при овладении городом и крепостью Кенигсберг приказом ВГК № 084 21 иап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Кенигсбергский».

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.04.194204.08.194261 иабрВВС Краснознаменного Балтийского флота
04.08.194209.05.19458 бабр / 8 мтад

       Итоги боевой работы авиачасти

Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом совершено 10220 боевых вылетов, проведено 265 воздушных боев, сбито 290 самолетов противника.

       Типы боевых самолетов, состоявших на вооружении

       С 1943 года отличительным признаком истребителей ВВС КБФ (3 гиап, 4 гиап, 10 гиап, 14 гиап, 12 иап, 21 иап) были белые коки винтов и рули направления.


1. И-16 (с августа 1942 г.)
12.08.1942 - принята эскадрилья из 11 иап ВВС КБФ на самолетах И-16 (стала 3 аэ).

wartime ftr picture USSR.
Летчик Я.Е. Еремянц у самолета И-16.

камуфляжная окраска.
Soviet pilots near I-16 fighter of 21st iap of Baltic fleet.


Боевое использование.
Истребитель И-16 Героя Советского Союза А.Г. Ломакина в музее обороны Ленинграда.
боевая раскраска
И-16 тип 10 с белым бортовым номером 16. Рисунок А.Казакова.


1. Як-1 (с апреля 1942 г.)

.
Поврежденный 11 сентября 1942 года самолет Як-1 б/н 9 сержанта Ткачёва В.И.
фото ВОВ.
Soviet plane Yak-1 № 9 color profile by M.Bykov.


21 авп ВМФ ЗБИ знаки быстрой идентификации.
Павлов Павел Иванович в кабине самолета Як-1.
Yak-1 fighter in Great Patriotiс war photo.

.
Реконструкция окраски истребителя Як-1 с бортовым номером 15. Автор - М.Быков.

ястребок 21 кап ВМС фото ВОВ. ЖБД - журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Слепенков Яков Захарович у своего самолета Як-1.
Наши ястребки - Сталинские соколы.
Yak-1 fighter of Slepenkov ace.

Цветной боковик Як1 СССР. элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО.
Jak-1 identification mark ftr in combat. WWII Russian navy plane.
Soviet warplane Yak-1 № 51 color profile by M.Bykov.



2. Як-7Б

.
Истребитель Як-7Б летчика Брыжко Л.А. после аварии из-за отказа двигателя. .
Самолет Як-7Б летчика Брыжко Л.А. Реконструкция вненого вида выполнена М.Быковым по фото из аварийного акта, март 1943 г.
Soviet Yak-7B bort number 7 in 1943.



3. Як-9Д и Як-9М (октябрь 1944 г. — май 1945 г.)

Советский 21-й иакп.
Летчики Агафонов А.В. и Серых Н. на фоне Як-9Д.
Soviet pilots Agafonov and Seryh near Yak-9D planes.


Структура, история и боевой путь части.
Летчик Серых у Яка. 21 иаккосп.
Soviet pilot Seryh near Yak warplane.


фото ВМВ.
Механики Вандышев Л. и старший сержант Сидоров за осмотром Як-9ДД № 1001 153 86.
Yak-9DD aircraft of 21 iap Red navy airforce.


Цветной боковик морского Яка в ВОВ.

Реконструкция внешнего вида Як-9М б/н 48 выполнена М.Быковым.

Макаров и Антонов это погибшие летчики 21 иап. Оба погибли 16.09.1944. 
Макаров имел 5 личных и (по разным данным) от 2 до 4 групповых побед), Антонов - 3 личных и от 0 до 3 групповых. 
Як-9Т в 21 иап не было, так что это все Як-9М (они отличались друг от друга визуально только величиной ствола пушки, торчащей из кока винта).
Як-9 «Николай Антонов». Прибалтика, фото осени 1944 г.
.
Рисунок А.Павлыгина.

Jak-9 foto.
Як-9 «Евгений Макаров». Прибалтика, осень 1944 г
21 иап ВВС КБФ, Прибалтика, осень 1944 г.
Рисунок А.Павлыгина.

БКЗ.
Техник-лейтенант 21-го иакп Мохов М. у истребителя Як-9М с наградами полка (ордена Красного Знамени и Суворова) на капоте.
Yak-9M fighter of 21 iap Red navy airforce.


       Командиры полка

_.11.1941 – 01.04.1942 м-р Ковширов Николай Елисеевич (ВрИД)
01.04.1942– 01.06.1943 м-р, п/п Слепенков Яков Захарович
01.06.1943 – 01.11.1943 м-р Романов Георгий Алексеевич (ВрИД)
01.11.1943 – _.02.1946 м-р, п/п Павлов Павел Иванович










Источник информации: В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru





Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ВМС СССР (Военно-морские силы Советского Союза) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.