36 минно-торпедный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ
36th mine-torpedo aviation regiment
Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
На основании приказа НК ВМФ №0053 от 28.02.1942 г. предписывалось к 15 апреля в составе 8-й БАБ ВВС БФ на аэр. Богослово Новгородской области сформировать минно-торпедный полк двухэскадрильного состава, вооруженный 20 самолетами ДБ-3ф.
Однако, вскоре, решение было изменено, и базой формирования нового полка стал г. Саранск, где дислоцировался 1-й ЗАП ВВС ВМФ.
Фактически 36-й минно-торпедный авиационный полк формировался в период с 4 марта по 15 апреля 1942 г. одновременно
с 35-м МТАП ВВС ВМФ. После окончания формирования он был включен в состав ВВС Черноморского флота. Командиры эскадрилий и звеньев прибыли с Тихоокеанского флота, а летчики – из летных училищ Морской Авиации.
К 15.04.1942 г. формирование 36-го МТАП по штату 030/255-А было в основном завершено.
06.06.1942 г. полк поступал в распоряжение находившегося на Черном море заместителя наркома ВМФ адмирала И.С.Исакова. На
аэродроме Белореченская 36-й МТАП продолжил боевую подготовку. За высокую аварийность командир полка А.Г.Биба был снят с должности. Вместо него командиром 36-го МТАП был назначен ГСС майор А.Я.Ефремов.
К концу июня боевое слаживание полка было завершено. Первое время полк был отдельным, подчиняющимся непосредственно командующему ВВС ЧФ.
Первый боевой вылет полка состоялся 28.06.1942 г. на нанесение бомбового удара совместно с 5-м гв. МТАП по ялтинскому порту, где базировались итальянские торпедные катера. Экипажам полка пришлось выполнять самые разнообразные задачи: Самолеты полка прикрывали с воздуха корабли ЧФ, эвакуирующиеся из Севастополя, ставили мины на внешнем рейде и фарватере Севастополя. Его экипажи бомбили плавсредства противника в порту Мариуполь, скопление эшелонов противника на станции Керчь-2, наносили удары по аэродромам противника. Кроме того, полк неоднократно вылетал на бомбежку переправ в районах Цимлянской и Белой Калитвы, производил минирование Керченского пролива. В последующие дни он наносил удары по плавсредствам противника в портах и аэродромам Керчь-2 и Багерово.
К 05.08.1942 г. 36-й МТАП (19 ДБ-3ф) был перебазирован с аэр. Белореченская на аэр. Адлер (район Сочи). В это же время полк был включен в состав 63-й БАБ ВВС ЧФ.
04.09.1942 г. в связи с прорывом немецких войск в Новороссийск полк перебазировался с аэр. Адлер на аэр. Алахадзи на м. Баглан в 15 км от Сухуми.
С середины сентября 1942 г. полк стал осуществлять в торпедоносном варианте поиск кораблей противника, приступив к выполнению боевых задач по своему основному предназначению.
К 24.09.1942 г. 36-й МТАП располагал всего 11/7 Ил-4 на аэродромах Бабушеры, Алахадзи и Адлер.
С 09.10.1942 г. 36-й МТАП был переведен на штат 030/264 трехэскадрильного состава (по 10 самолетов в АЭ и 2 самолета в управлении).
Фактически в полку имелось только 11 самолетов Ил-4 и 14 экипажей, которые 28 октября были переданы в
5-й гв. МТАП ЧФ. Остальной личный состав полка в ноябре выехал в Северный Казахстан на станцию Тайнча, где предстояло получить новую авиатехнику и переформироваться на базе 3-го ЗАП ВВС ВМФ.
К 18.01.1943 г. полк перелетел из Тайнчи на грузинский аэр. Джандаргель (с. Джандари, на границе с Азербайджаном).
Там он завершил переформирование. Тогда же личный состав полка переучился на самолеты DB-7B «Бостон». С этого времени полк стал
именоваться 36-м дальнебомбардировочным авиационным полком, так как новые самолеты не были оборудованы торпедными мостами.
С 19.03.1943 г. 36-й ДБАП вернулся в боевой состав ВВС ЧФ.
По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 36-го ДБАП числилось 24/22 DB-7B «Бостон» и 1/1 А-20G «Бостон».
25.04.1943 г. полк перебазировался на аэр. Алахадзи и с 30 апреля вновь приступил к боевой работе на Кавказе.
До лета 1943 г. полк оставался отдельным, подчиненным непосредственно командующему ВВС ЧФ, после чего он был включен в состав 1-й МТАД (бывш. 63-й БАБ).
К сентябрю 1943 г. часть полка базировалась на аэр. Геленджик, а другая часть – на аэр. Алахадзи.
По состоянию на 01.10.1943 г. в боевом составе полка числилось 11 А-20С и 6 А-20G, оборудованные торпедными мостами.
В середине ноября 1943 г. 1-я АЭ полка перебазировалась на аэр. Скадовск, войдя в состав формируемой Скадовской авиагруппы, а 2-я АЭ - на аэр. Геленджик - Верхний.
В начале 1944 г. в составе 36-го ДБАП имелось 6/6 А-20G и 2/2 А-20С на аэр. Скадовск (1-я АЭ) и 9/9 А-20G на аэр. Геленджик (2-я и 3-я АЭ). Кроме того, еще один «Бостон» полка находился на аэр. Мериа.
На основании приказа НК ВМФ №0122 от 15.02.1944 г. 36-й ДБАП в течение двух месяцев должен был быть перебазирован на Север на аэр. Ваенга-1. Тем же приказом он вновь переименовывался в 36-й минно-торпедный авиационный полк.
По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 36-го МТАП имелось 2/2 А-20С и 7/7 А-20G «Бостон». Всего за время своего пребывания в составе ВВС Черноморского флота полк потерял 13 самолетов и 9 экипажей.
25.04.1944 г. полк убыл с Черного моря, передав оставшиеся «Бостоны» в 13-й гв. ДБАП ВВС ЧФ. Но прежде, чем перелететь в Заполярье полк 36-й МТАП направили в тыл на переформирование и перевооружение. На станции Тайнча в течение месяца он получил новые самолеты А-20G «Бостон» и пополнился личным составом.
К 05.06.1944 г. первые 25 А-20G «Бостон» 36-го МТАП перебазировались из Северного Казахстана с аэр. Тайнча на аэр. Ваенга-1.
На Севере полк включили в состав 5-й МТАД ВВС СФ.
17.06.1944 г. 36-й МТАП приступил к боевой работе в бомбардировочном варианте.
22.06.1944 г. последние 7 А-20 «Бостон» 36-го МТАП перелетели с аэр. Ягодник на аэр. Ваенга-1. Таким образом, на этом аэродроме собрался весь полк составом 31 А-20G «Бостон».
С начала июля 1944 г. самолеты А-20 «Бостон» полка приступили к выполнению задач в торпедоносном варианте.
22.07.1944 г. Указом ПВС СССР №698/605 (объявленный приказом НК ВМФ №343 от июля 1944 г.) «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу»
(за боевые действия на Черном море) 36-й МТАП был награжден орденом Красного Знамени.
По состоянию на 01.01.1945 г. в полку имелось 14 самолетов А-20G «Бостон» и 20 экипажей.
В конце апреля 6 экипажей полка были переданы в состав 51-го МТАП ВВС БФ.
По состоянию на 09.05.1945 г. в боевом составе полка оставалось всего 12 А-20G «Бостон». За время пребывания в составе ВВС Северного флота полк потерял 23 самолета и 18 экипажей.
После окончания боевых действий на Западном театре на основании приказа НК ВМФ №00141 от 14.07.1945 г. 36-й МТАП подлежал передислоцированию на Дальний Восток, где был включен в состав 2-й МТАД ВВС ТОФ. Перелет 27 А-20G «Бостон» полка из Москвы на аэр. Романовка начался 26 июля и был завершен только 17 августа 1945 г.
18.08.1945 г. 36-й МТАП выполнил свой единственный боевой вылет в войне с Японией. 10 самолетов «Бостон» полка совершили налет на станцию Кюссю (Корея).
С 07.03.1946 г. 36-й МТАП был передислоцирован с аэр. Романовка на аэр. Тученцзы (Китай) и вошел в состав вновь сформированной там 18-й САД Порт-Артурской ВМБ.
С 15.12.1947 г. полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава.
В августе 1950 г. 36-й МТАП переводится на трехэскадрильный штат.
С 05.02.1951 г. 36-й МТАП был передан из 509-й САД (бывш. 18-я САД) в состав 589-й МТАД (бывш. 194-я БАД ВВС КА) без изменения места дислокации.
В течение 1953 г. личный состав полка освоил реактивные бомбардировщики Ил-28.
В 1955 г. на базе 36-го МТАП осуществлялось обучение китайских летчиков на самолетах Ил-28.
С 26.04.1955 г. 36-й МТАП был передислоцирован с аэр. Тученцзы в Приморье на аэр. Николаевка и вошел в состав 89-й МТАД ВВС ТОФ.
01.07.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/13030 от 27.03.1960 г. 36-й МТАП 89-й МТАД ВВС ТОФ на аэр. Николаевка был расформирован.
На вооружении полка в разное время стояли самолеты Ил-4, А-20 (Б-3) «Бостон», Ил-28.
При формировании авиаполка матчасть составляли Ил-4 (две эскадрильи по 10 самолётов).
По состоянию на 01.05.1943 на вооружении полка было 26 исправных и 1 неисправный Бостон-3.
По состоянию на 01.10.1943 в боевом составе полка числилось 11 А-20С и 6 A-20G.
По состоянию на 17.08.1945 на вооружении полка было 27 самолетов A-20G.
С 1944 г. на A-20 были белые номера на руле направления и белые "пилотки", как и в другом полку 5 МТАД СФ:
9 ГМТАП.
Экипаж у А-20 с заводским № 17, Геленджик, фото 1943 г. Другая фотография этого самолета - по клику.
The A-20 plane (factory number 17). Click to view other photo.
А-20 номер 41-3235 на аэродроме Геленджик, фото 1943 г.
А-20 номер 41-3235 на аэродроме Геленджик, фото 1943 г.
Технический состав 2 АЭ: Потапов Михаил Евдокимович, Васнев Борис Владимирович, Костырко Андрей Васильевич,
Кустов Семен Александрович, Шинкарецкий Петр Васильевич, Куликов Виктор Васильевич на фоне
А-20Ж (тактические номера 13 и 18) с рабочими местами штурмана, оборудованными на местах носовых пулеметных батарей.
Увеличение фотографии - по клику.
The tech crew and the A-20G planes of 36th MTAP Red navy. Click to enlarge the picture.
Техсостав 2 АЭ на фоне А-20 № 29. Июль 1944 года, аэродром Ваенга-1. Увеличение фото - по клику.
Бомбардировщик A-20 № 31, фото из газеты "Североморский лётчик" октября 1944 г. Предположительно - 36 мтап ВВС СФ.
Двинских, Моисеев, Лазарев, Хижниченко у А-20.
A-20G-45-DO (тактический № 2, серийный № 43-21891). Предположительно - 36 мтап ВВС СФ.
A-20G-45-DO № 2, рисунок T. Tuomanen.
A-20 (тактический № 5, серийный № 118273). Предположительно - из состава 36 мтап.
Техник приготовляет 1000-кг бомбы для A-20 № 15. Предположительно - 36 мтап.
Остатки сгоревшего самолета A-20 героя Советского Союза Н.А. Токарева (виден номер 259516) г. Евпатория, за Мойнакским озером. Январь 1944 г.
Экипаж у А-20С с рисунком тигра: командир звена капитан Новицкий В.П. (слева), штурман звена капитан Малаховский Н.Д. (справа).
Экипаж у А-20 с рисунком орла.
Экипажи рядом со своими А-20.
Экипаж у А-20 № 97.
Подача торпеды на А-20 Бостон экипажу Рукавицына. У грузовика - флотский номер Ф-05-339.
Увеличение фото - по клику.
The torpedo for the A-20G № 23. Click to enlarge the picture.
Устранение девиации на A-20G Рукавицына, Ваенга, 1944 г. Увеличение фото - по клику.
The A-20G (serial number 321783, tactical number 23). Click to enlarge the picture.
36-й МТАП на аэр. Тученцзы, 1947 г. Увеличение фото - по клику.
The A-20 aircraft and the crews. Click to enlarge the picture.
36-й МТАП на аэр. Тученцзы, 1947 г. На А-20 виден номер 33. Увеличение фото - по клику.
The A-20 (tactical number 33). Click to enlarge the picture.
Командиры полка
Командиры полка: подполковник Алексей Григорьевич (март-июнь 1942 г., снят); ГСС майор Андрей Яковлевич Ефремов (октябрь 1942 г. – октябрь 1944 г.),
П.Н.Обухов (октябрь – декабрь 1944 г., ВрИД), Ф.М.Коптев (октябрь 1944 г. – май 1945 г., ВрИД), ГСС А.Я.Ефремов (апрель 1945 г. – 1948 г.), П.К.Панов (1948 г. - сентябрь 1949 г.), С.М.Рубан (сентябрь 1949 г. - декабрь 1950 г.), В.В.Соколов (1950-53 г.г., снят), А.В.Чернов (1953-55 г.г.), ГСС А.В.Пресняков (июнь 1955 г. – сентябрь 1956 г.), Н.И.Ефремов (сентябрь 1956 г. – июнь 1958 г., снят), ГСС М.В.Шишков (июнь 1958 г. – май 1960 г.).
36-й минно-торпедный авиационный Краснознаменный полк ВВС ЧФ / СФ / ТОФ
(36-й дальнебомбардировочный авиационный полк)
Благодарности - Левшов П., Красильников С., Харин В., Заика П., Петров Г., Геуст К.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне и в советско-японской войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.