Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

5 гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк ВВС ЧФ

[2 минно-торпедный авиаполк ВВС ЧФ]



5th Guards mine-torpedo air regiment (former 2nd mine-torpedo aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Приказом НК ВМФ № 0026 от 15.11.1939 в составе 63 бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ на базе 35 минно-торпедной авиационной эскадрильи на аэр. Сарабуз (ныне — Гвардейское) в районе Симферополя был сформирован 2 минно-торпедный авиаполк.
       С осени 1940 г. войны имел пятиэскадрильный состав.
       В конце февраля 1942 г. переведён на трёхэскадрильный состав.
       За мужество, отвагу, дисциплину и организованность, проявленные в непрерывных боях с немецко-фашистскими захватчиками, Приказом НК ВМФ № 73 от 03.04.1942 2 мтап преобразован в 5 гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВМФ.
       Встречаются сокращения: 2 ап 63 АББ, 2 мтп 63 авиац. бр., 2 мтап 63 АБ, 5 гв. авп 1 мтад, 5 гв. мтап 2 гв. мтад, 5 гап ВВС ЧФ.
       7 ноября 1944 г., за участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце, полку было присвоено почётное наименование «Констанцский».
       На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ/4/53280 от 30.08.1955 5 гмтап переименован в 5 гв. тяжелобомбардировочный авиационный полк специального назначения.
       В соответствии с директивой ГШ ВМФ № ОМУ/4/30353 от 03.10.1957, 5 гтбап сн был переименован в 5 гвардейский минно-торпедный авиационный полк дальнего действия.
       1 мая 1961 г., в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в Морскую Ракетоносную Авиацию, на основании приказа МО СССР № 0028 от 20.03.1961 и приказа ГК ВМФ № 048 от 13.04.1961, 5 гмтап дд был переименован в 5 гвардейский отдельный морской ракетоносный авиационный полк.
       4 мая 1985 г. за заслуги в годы войны и в послевоенное время полк удостоен ордена Отечественной Войны I степени.
       15 ноября 1994 г. 5 гомрап расформирован на аэр. Весёлое в Крыму.

       Подчиненность и участие на фронтах

       Авиаполк входил в состав 63 тбабр -> 1 мтад -> 2 гмтад Черноморского флота.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       По формировании на вооружении имел самолеты ДБ-3Ф с моторами М-87 (в бомбардировочном и торпедоносном вариантах). По состоянию на 1 июня 1941 г., имелось 70 самолётов (53 исправных) ДБ-3Т и ДБ-ЗФ.
       На самолетах были номера разных цветов (от 1 до 10) на руле направления.
       На начало 1944 г. в составе полка имелось 27 самолётов Ил-4.
       С 13 февраля по 15 апреля 1945 г. на базе полка проходили войсковые испытания нового торпедоносца Ту-2т.
       В разное время матчасть полка составляли самолеты: ДБ-3б, Ил-4, Ту-2, Ту-14т, Ту-16т, Ту-16к, Ту-16п, Ту-16е, Ту-22м3, Ту-104, Як-12, Ан-2.


Корнеев Илья Васильевич (штурман эскадрильи), на фоне ДБ-3, фото 1941 г.


Экипаж самолёта ДБ-3 № 2, слева-направо: стрелок-радист Акимов, лётчик Кудряшов Ф.С., штурман Коноплёв Б.С., июль 1941 г.

Крым, аэродром Владиславовка 1941 Командир 4 авиаэскадрильи 2 ап Ввс Чф Семенюк П. (слева 2-й), среди членов экипажа, слева 3-й – капитан Толмачёв Александр Фёдорович, штурман.
Экипаж самолёта ДБ-3 во главе с командиром 4-й эскадрильи 2-го (5 гв.) авиационного полка ВВС Черноморского флота капитаном Семенюком Платоном Фёдоровичем (слева второй)
Крым, аэродром Владиславовка, июль 1941 г. Экипаж самолёта ДБ-3 с номером 3 или 5: Семенюк, Толмачёв, Егоров, Любимков.

Слева 2-й – командир 4 авиаэскадрильи капитан Семенюк Платон Фёдорович, слева 3-й – штурман эскадрильи капитан Толмачёв Александр Фёдорович.

лётчики 4-ой авиационной эскадрильи 2-го авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота
Лётчики 4-ой авиационной эскадрильи на фоне самолёта № 9, фотография 1941 г.

лётчики 4-ой авиационной эскадрильи 2-го авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота
Лётчики Чупров Иван Устинович (слева) и Осипов Пётр Матвеевич на фоне самолёта № 10, август 1941 г.

2 мтап лт. Абасов Музаир Гамид-оглы, Зимницкий Алексей – штурман, Щёкин Виктор – стрелок-радист, Кузнецов Александр – стрелок-бомбардировщик
Лт. Абасов Музаир Гамид-оглы, Зимницкий Алексей – штурман, Щёкин Виктор – стрелок-радист, Кузнецов Александр – стрелок-бомбардировщик, июль 1941 г.
ДБ-3ф первых серий, на которых воздухозаборники маслорадиаторов выступали из крыла. Самолеты, выпускаемые с весны 1940 г. уже имели утопленные в крыло маслорадиаторы и на них отсутствовали выступающие воздухозаборники (имелось одно отверстие заподлицо с крылом).
Экипаж у ДБ-3ф первых серий. Хорошо видны воздухозаборники маслорадиаторов, выступающие из крыла.

госкат 13581689
Фотография 1941-42 гг.

действующая армия
Летчик Шапкин Ф.И. у бомбардировщика с лозунгом "За Родину!", фрагмент фотографии 1941-42 гг.

фотоснимок действующий флот СССР ВОВ
Бомбардировщик с лозунгом "За Сталина".

действующая армия СССР ВОВ
Другой бомбардировщик с лозунгом "За Родину".

Перед вылетом на Бухарест. Экипаж Скорикова. Аэродром Владиславовка. 2 МТАП. 1941
Бомбардировщик "За Сталина" перед вылетом на Бухарест. Экипаж Скорикова. Аэродром Владиславовка, 1941 г.

Самолет гв. капитана Осипова готовится к боевому вылету. 1941-42
Самолет гв. капитана Осипова готовится к вылету с подвешенными ПДММ (парашютно-десантные мягкие мешки).

Советский фотоснимок ВОВ
Звено Ил-4 (видны номера 5, 3, 2) в полете над Таврией, лето-осень 1942 г. Увеличение - по клику.
The Il-4 aircraft in flight, 1942. Click to enlarge the photo.


5th Guards mine-torpedo air regiment
The Il-4 tactical number 5, drawing by Tapani Tuomanen.


2 (5 гв) авиаполка ВВС ЧФ на аэродроме
Бомбардировщики Ил-4 на аэродроме, июль 1942 г.
Soviet Il-4 plane tactical number 1. Great Patriotic war picture.


Старший лейтенант Фёдоров Валерий Иванович, лётчик 5-го гвардейского авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота (в центре – кинооператор Запорожский Ф.
Лётчик старший лейтенант Фёдоров Валерий Иванович, в центре – кинооператор Запорожский, 1942-43 гг.

5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк ВВС Черноморского флота. Фотографии и история

Над Крымской территорией летит самолет-бомбардировщик с продовольствием для партизан
Ил-4 № 7 с продовольствием для партизан над Крымской территорией, 1943 г. Увеличение фото - по клику.
The Il-4 plane over Crimea, 1943. Click to enlarge the photo.


5-й гвардейский авиаполк СССР
Обед у Ил-4 с тактическим номером 1, май 1943 г. Увеличение фото - по клику.

Экипаж гв. ст. лейтенанта В. Ф. Бубликова возвратился из боевого полета
Экипаж гв. ст. лейтенанта В.Ф. Бубликова возвратился из боевого полета. 1943 г. Другое фото из серии - по клику.
Soviet pilots aside the Il-4 aircraft at the airfield, 1943. Click to view another photo.

Экипаж гв. ст. лейтенанта В. Ф. Бубликова возвратился из боевого полета
Экипаж гв. ст. лейтенанта В.Ф. Бубликова возвратился из боевого полета. 1943 г.
Самолеты гв. старшего лейтенанта В.Ф. Бубликова и гв. лейтенанта А. Ковтуна идут в разведку. 13.06.1943
Самолеты Ил-4 гв. старшего лейтенанта В.Ф. Бубликова и гв. лейтенанта А.Р. Ковтуна. Фото 13.06.1943.

готовит самолет к боевому полету 5th Guards Torpedo Regt (5 GMTAP) of the Black Sea Fleet Aviation
Экипаж гвардии капитана А.А. Зайцева. Крайний слева - штурман гв. капитан Зимин М.А. 1943 год.
ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
The Il-4 № 3 of guards capt. A.A. Zaytsev, drawing by Tapani Tuomanen.


торпедоносец гвардии капитана А. А. Зайцева сбросил торпеду. 5 гв. минно-торпедный Констанцский авиаполк Героя Советского Союза Токарева Н.А. май 1943 Ил4
Ил-4 гв. к-на А.А. Зайцева сбросил торпеду, май 1943 г.

wartime photo Russian IL4 airplane WWII
Авиационная торпеда 45-36 у Ил-4 № 4. Увеличение фото - по клику.
В некоторых публикациях принадлежность машины ошибочно указывается как 9 гмтап.
The torpedo 45-36 for the Il-4 of 5 GMTAP Red navy, 1943. Click to enlarge the photo.


ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части
Стрелок-радиcт Ил-4 загружает в cамолет патронную ленту пулeмeтa УБТ туpeли УТК-1. Увеличение фото - по клику.
В некоторых публикациях эту машину ошибочно относят к 9 гмтап.
The gunner in the UTK-1 turret of the Il-4 bomber. Click to enlarge the photo.


Группа лётчиков штурманов
Группа лётчиков и штурманов (среди них - Минаков В.И.) у самолёта Ил-4 № 5.


Самолёт Ил-4 № 6, предположительно - 5 гмтап.


Ил-4 № 8 (экипаж Ковтуна) с тремя отметками побед. Фотография опубликована в газете Черноморский лётчик 30 марта 1944 г.

2-й эскадрильи 5-го гвардейского МТАП (ВВС Черноморского флота) у торпедоносца Ил-4
Личный состав 2-й эскадрильи у торпедоносца Ил-4. Фотография 1943 г. Увеличение - по клику.
The crew of the Il-4 torpedo bomber, 1943. Click to enlarge the photo.


Материалы о службе Героя Советского Союза Канарева Виктора Павловича в ВВС в годы Великой Отечественной войны
Канарев Виктор Павлович с сослуживцами у Ил-4 со звёздами на коках винтов, фотография датирована 1943 г.
По клику - Замполит авиаполка майор Аркадий Ефимович Забежанский у этого же самолёта, фотография датирована 1941-1942 гг.
На снимке Токарев Н. в полном снаряжении летчика возле самолета перед вылетом на боевое задание 
1944 - мб уже в управдении авд.
Николай Александрович Токарев, фотография датирована 1944 г. (либо комполка, либо уже в управлении авд).

Лапицкий Илья Иванович - участник ВОВ, штурман авиационной эскадрильи, 1944
Штурман авиационной эскадрильи Лапицкий Илья Иванович среди боевых товарищей, 1944 г.

Герой Советского Союза Кещенко, в группе. ст. лейтенант, 5 гвардейского минно-торпедного полка. 1945
Герой Советского Союза ст. лейтенант Кещенко с боевыми товарищами на фоне Ил-4 №№ 1 и 7, 1945 г. Другое фото из серии - по клику.
Soviet pilots aside the Il-4 aircraft at the airfield, 1945. Click to view another photo.



Накануне Дня Победы, 1945 г. Личный состав полка на фоне Ил-4 № 2.


Накануне Дня Победы, 1945 г. Личный состав полка рядом с Ил-4 № 8.

       История полка

       К декабрю 1939 г. на аэр. Сарабуз (ныне Гвардейское) в районе Симферополя на основании приказа НК ВМФ №0026 от 15.11.1939 г. на базе 35-й минно-торпедной авиационной эскадрильи в составе 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС ЧФ был сформирован 2-й минно-торпедный авиаполк. Первоначально в полку имелось три эскадрильи самолетов ДБ-3.
       С началом Советско-финской войны в декабре 1939 г. несколько экипажей полка были направлены на Балтику, где приняли участие в боевых действиях на Карельском перешейке.
       К 01.08.1940 г. в полку формируются 4-я и 5-я БАЭ. Теперь в нем по штату стало 62 самолета ДБ-3.
       По состоянию на 25.05.1941 г. в полку имелось 70/53 ДБ-3, 1/1 УТ-1, 1/1 УТ-2, 6/6 У-2 и 62/12 экипажа, которые распределялись следующим образом:
- управление 2-го МТАП (1/1 УТ-2 и 1/1 УТ-1) на аэр. Феодосия;
- 1-я АЭ ночная (14/13 ДБ-3 и 1/1 У-2) на аэр. Карагоз в районе Феодосии;
- 2-я АЭ дневная (14/11 ДБ-3 и 2/2 У-2) на аэр. Карагоз;
- 3-я АЭ дневная (15/11 ДБ-3 и 1/1 У-2) на аэр. Сарабуз;
- 4-я АЭ учебная (15/9 ДБ-3 и 1/1 У-2) на аэр. Сарабуз;
- 5-я АЭ учебная (12/9 ДБ-3 и 1/1 У-2) на аэр. Сарабуз.
       На 22.06.1941 г. по оперативной готовности №2 полк базировался на аэродромах рассредоточения: Карагоз и Владикавказ – по две АЭ, Сарабуз – одна АЭ. С первого дня войны летчики полка включились в боевую работу, нанося бомбовые удары по объектам на территории Румынии.
       С 30.06.1941 г. самолеты полка выполняли минные постановки в гирлах Дуная.
       С 22.08.1941 г. 2-й МТАП приступил к нанесению бомбовых ударов по наступающим на Перекоп колоннам противника.
       По состоянию на 01.08.1941 г. в боевом составе 2-го МТАП базирующегося на аэродромы Карагоз и Владиславовка имелось 42/36 ДБ-3 и ДБ-3ф и 43 летчика.
       30.09.1941 г. полк перебазировался на аэр. Анапа и Краснодар (12 ДБ-3) для переформирования и отдыха.
       На 08.10.1941 г. в полку насчитывалось 31/27 ДБ-3 и ДБ-3ф и 31 летчик.
       С середины октября 1941 г. полк продолжил вести боевые действия с полевых аэродромов Крымская, Константиновская, Киевская, Курганная в Краснодарском крае.
       После 27.11.1941 г. в связи с ухудшившейся оперативной обстановкой на кавказском направлении 2-й МТАП перебазировался в район Майкопа.
       С 03.12.1941 г. и до конца обороны г. Севастополь (30.06.1942 г.) группы самолетов ДБ-3 полка численностью от 3 до 7 экипажей действовали в составе Севастопольской авиагруппы с площадки на Херсонесском маяке против наступающих на город немецких и румынских войск.
       По состоянию на 07.01.1942 г. в боевом составе полка насчитывалось 33/28 ДБ-3 и ДБ-3ф.
       В конце февраля 1942 г. полк был переведен на трехэскадрильный штат.
       На основании приказа НК ВМФ СССР №73 от 03.04.1942 г. «за проявленную отвагу… за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» проявленные при обороне Севастополя 2-й МТАП ВВС ЧФ был преобразован в 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.
       По состоянию на 22.04.1942 г. в боевом составе полка насчитывалось 30/25 Ил-4 (так с 23.03.1942 г. стали именоваться самолеты ДБ-3ф).
       В мае 1942 г. основные силы полка базировались на аэр. Майкоп, а 5-7 самолетов на ротационной основе находились на аэр. Херсонес в Севастополе.
       По состоянию на 22.05.1942 г. в боевом составе полка насчитывалось 24/22 Ил-4 из них 7/7 Ил-4 находились на аэр. Херсонес.
       По состоянию на 01.07.1942 г. в боевом составе 5-го гв. МТАП на аэр. Майкоп числилось 15/11 Ил-4.
       4 и 5 августа 1942 г. ввиду неблагоприятной обстановки на сухопутном фронте 5-й гв. МТАП составом 10 Ил-4 перебазировался с аэр. Майкоп на аэр. Гудаута (Абхазия).
       К 24.09.1942 г. в результате значительных потерь авиатехники 5-й гв. МТАП располагал всего 7 самолетами Ил-4 на аэр. Гудаута, из которых только 5 самолетов были исправны.
       28.10.1942 г. в состав полка передали 11 Ил-4 и 14 экипажей из 36-го МТАП, убывающего в тыл на переформирование.
       В декабре 1942 г. в строю 5-го гв. МТАП находилось 14 самолетов Ил-4. В это время 2-я АЭ полка базировалась в Бабушерах. Вскоре эскадрилью перевели в Гудауту.
       По состоянию на 01.03.1943 г. в боевом составе 5-го гв. МТАП, управление которого базировалось на аэр. Гудаута, числилось на аэр. Гудаута 19/15 Ил-4 и 1/1 У-2, на аэр. Геленджик 1/1 Ил-4 , на аэр. Кутаиси 1/0 Ил-4. Всего в полку имелся 21 экипаж.
       В апреле 1943 г. в полк прибыло 9 экипажей с Тихоокеанского флота, одновременно 4 опытных экипажа полка были направлены на ТОФ для передачи боевого опыта.
       По состоянию на июнь 1943 г. 5-й гв. МТАП основным составом базировался на аэр. Гудаута.
       На начало 1944 г. в составе 5-го гв. МТАП на аэр. Геленджик числилось 27 самолетов Ил-4 и 21 экипаж.
       С конца января 1944 г. 5-й гв. МТАП перебазировался на аэр. Сокологорное, где находился до середины мая. Часть самолетов полка была перебазирована на аэр. Скадовск и вошла в состав Скадовской авиагруппы. На новых местах базирования он включился в боевую работу по блокированию Крымского полуострова с моря.
       На 01.04.1944 г. в полку имелось 27/24 Ил-4, 1/1 У-2 и 30 экипажей. Подразделения полка базировались:
- управление на аэр. Сокологорное (2/2 Ил-4 и 1/1 У-2 на аэр. Сокологорное, 1/1 Ил-4 на аэр. Скадовск);
- 1-я АЭ – 7/6 Ил-4 на аэр. Сокологорное и 1/1 Ил-4 на аэр. Геленджик;
- 2-я АЭ – 8/8 Ил-4 на аэр. Сокологорное;
- 3-я АЭ – 6/5 Ил-4 на аэр. Сокологорное, 1/1 на аэр. Скадовск, 1/- Ил-4 на аэр. Геленджик.
       Во второй половине мая полк вернулся на свой довоенный крымский аэродром Сарабуз.
       20.08.1944 г. 14 Ил-4 5-го гв. МТАП приняли участие в воздушной операции по уничтожению сил противника в ВМБ Констанца, вылетая с аэр. Сарабуз.
       За участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце приказом ВГК №0302 от 07.09.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0736 от 14.09.1944 г.) полку было присвоено почетное наименование «Констанцский».
       21.08.1944 г. 2 самолета Ил-4 5-го гв. МТАП ночью выполнили вылеты в район Констанца, которые стали последними для полка в Великой Отечественной войне.
       По состоянию на 01.10.1944 г. 5-й гв. МТАП составом 26/23 Ил-4, 1/1 Ил-4тр, 1/1 УТ-1, 1/1 По-2 и 35 летчиков базировался на аэродромах Бургас (Болгария) и Сарабуз (Крым).
       После окончания боевых действий на Черном море полк с осени 1944 г. базировался на аэр. Саки.
       Но уже по состоянию на 01.01.1945 г. 5-й гв. МТАП дислоцировался на аэр. Сарабуз (в 1948 г. переименован в Гвардейское).
       С 13 февраля по 15 апреля 1945 г. на базе 5-го гв. МТАП проходили войсковые испытания нового торпедоносца Ту-2т.
       В конце 1947 г. полк был переведен на четырехэскадрильный штат.
       К 1949 г. 5-й гв. МТАП был перевооружен с Ил-4 на торпедоносцы Ту-2.
       С июля 1951 г. по декабрь 1952 г. на базе полка проводились войсковые испытания новых реактивных торпедоносцев Ту-14т. Он стал первой авиационной частью ВВС ВМФ, получившей на вооружение эти самолеты.
       К 1952 г. 5-й гв. МТАП, базирующийся на аэр. Гвардейское передали из 2-й гв. МТАД в состав 88-й ДБАД (бывш. 13-я АДПБ) ВВС ЧФ.
       К осени 1955 г. 5-й гв. МТАП был передан из состава 141-й МТАД (бывш. 88-я МТАД) в состав 88-й ТБАД СпН ВВС ЧФ и переименован в 5-й гв. тяжелобомбардировочный авиационный полк специального назначения.
       В апреле 1956 г. 5-й гв. ТБАП СпН начал получать самолеты-торпедоносцы Ту-16т, а в 1957 г. освоил ракетную систему «Комета» с АКР КС.
       В октябре 1957 г. 5-й гв. ТБАП был переименован в 5-й гв. минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия в составе 88-й МТАД ДД.
       С ноября 1960 г. полк перебазировался с аэр. Гвардейское на аэр. Веселое, где и оставался все последующие годы вплоть до своего расформирования. Одновременно полк первым в ВВС Черноморского флота приступил к освоению ракетной системы Ту-16к-10 с АКР К-10.
       С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. и приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г. 5-й гв. МТАП ДД был переименован в 5-й гв. отдельный морской ракетоносный авиационный полк (так как 88-я МТАД ДД, куда он входил, к этому времени подлежала расформированию). В полку имелось три авиационные эскадрильи.
       С 1971 г. 5-й гв. ОМРАП вошел в состав повторно сформированной 2-й гв. МРАД Авиации ЧФ.
       К 1985 г. 5-й гв. МРАП перевооружился с Ту-16 сразу на самолеты Ту-22м3, минуя «двойки».
       В преддверии 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне в 1985 г. командование ВВС ЧФ возбудило ходатайство о награждении полка за заслуги в годы войны и в послевоенное время орденом Красного Знамени. Однако Указом ПВС СССР №2346-XI от 04.05.1985 г. «за большие заслуги в вооруженной защите социалистической Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 40-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 5-й гв. МРАП был удостоен ордена Отечественной Войны I-й степени.
       15.11.1994 г. 5-й гв. МРАП, базирующийся на аэр. Веселое в Крыму, был расформирован. Самолеты Ту-22м3 сначала передали в 943-й МРАП, а после расформирования и этого полка 19 самолетов отошли России, а 20 самолетов - Украине. Впоследствии российские Ту-22м3 передали в 444-й ЦБП и ПЛС ВВС ВМФ и 568-й гв. ОМРАП ВВС ТОФ. Боевое Знамя 5-го гв. АП общевоинского образца было передано в Центральный Военно-морской музей в г. Ленинграде.
       Командиры полка: Алексей Григорьевич Биба (ноябрь 1939 г. – ноябрь 1941 г., снят), ГСС Николай Александрович Токарев (ноябрь 1941 г. – октябрь 1942 г.), ГСС Виктор Павлович Канарев (октябрь 1942 г. – сентябрь 1943 г.), Георгий Павлович Поплавский (октябрь-декабрь 1943 г.), Михаил Иванович Буркин (март-ноябрь 1944 г.), А.А.Нагаев (ноябрь 1944 г. – май 1946 г.), Н.Д.Саликов (май 1946 г. – июнь 1947 г.), ГСС Г.Д.Васильев (апрель 1956 г. – октябрь 1958 г.), В.М.Дубина (октябрь 1958 г. - март 1964 г.), И.М.Войцицкий (март 1964 г. – август 1970 г.), В.И.Гришин (август 1970 г. – июль 1976 г.), Г.К.Тхоржевский (с июля 1976 г.), И.Г.Новиков (1976-79 гг.), Ю.Г.Заря (1979-81 гг.), Ю.И.Лазарев (1981-86 гг.), П.А.Гудымов (1986-88 гг.), В.Г.Андреев (1988-91 гг.), С.М.Винокуров (1991-93 гг.), С.Ю.Орлов (1993-94 гг.).




5-й гвардейский минно-торпедный авиационный Констанцский полк Дальнего Действия, 5-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиационный Констанцский ордена Отечественной войны полк, 5-й гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк СпецНаз, 2-й минно-торпедный авиационный полк (2 авп 63 АББ , (5 гап) 5 гв. авп 1 мтад ВВС ЧФ), 35-я минно-торпедная авиационная эскадрилья

Благодарности - П. Левшову; сайтам allaces, goskatalog.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.