Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение
История части берет начало с 4-й бомбардировочной и 5-й минно-торпедной авиационных эскадрилий 2-го гв. САП ВВС СФ,
а также от 144-й и 455-й торпедоносных авиационных эскадрилий Авиации ВМС Великобритании (FAA).
В декабре 1939 г. еще при создании 72-го САП ВВС СФ в его составе была сформирована 3-я БАЭ на самолетах СБ.
Основой для нее послужила одна из эскадрилий 39-го СБАП Белорусского Особого военного округа, которая перед началом Зимней войны была перебазирована в Заполярье.
С 23.07.1941 г. в составе 72-го САП была сформирована 5-я БАЭ самолетов СБ и Пе-2.
В ее составе имелось 6 СБ и 4 Пе-2. В последующем планировалась полностью перевооружить эскадрилью на самолеты Пе-2.
12.09.1941 г. с Балтики на аэр. Ваенга-1 прибыло звено самолетов (3 ДБ-3ф) под командованием капитана И.Я.Гарбуза,
которое было включено в состав 3-й БАЭ 72-го САП.
14.10.1941 г. с Балтики на аэр. Ваенга-1 была перебазирована еще одна эскадрилья самолетов СБ
57-го БАП ВВС БФ (9 ед.). Она также была включена в состав 72-го САП, как 6-я СБАЭ.
К 19.12.1941 г. на основании приказа Ком. СФ №0576 от 15.11.1941 г. 3-я БАЭ 72-го САП стала числиться 4-й СБАЭ, а вместо нее была сформирована новая 3-я ИАЭ.
Тогда же был установлен следующий состав 72-го САП: 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи – истребительные, 4-я, 5-я и 6-я эскадрильи – бомбардировочные.
В январе 1942 г. в составе ВВС СФ имелось 10/7 СБ, 3/3 Пе-2, 2/1 ДБ-3, которые входили в 4-ю, 5-ю и 6-ю БАЭ 72-го САП, базируясь на аэр. Ваенга-1.
23.03.1942 г. в полк поступили 6 ДБ-Зф из 4-го МТАП ВВС ТОФ, под командованием Г.Д.Поповича. На базе этих самолетов, а также 3 ДБ-3ф,
которые поступили в полк еще в сентябре 1941 г. 6-я СБАЭ 2-го гв. САП ВВС СФ была переформирована в 6-ю минно-торпедную авиационную эскадрилью (всего 9 ДБ-3ф). Командиром новой эскадрильи был назначен капитан Г.Д.Попович.
С 25.06.1942 г. в связи с прибытием на Север ОМАГ СВГК была проведена реорганизация во 2-м гв. САП: 5-я БАЭ была расформирована, а 6-я МТАЭ 2-го гв. САП переименована в 5-ю минно-торпедную авиационную эскадрилью полка.
05.09.1942 г. для участия в операции «Оратор» по проводке союзного конвоя «PQ-18» на аэр. Африканда приземлились 24 самолета «Хемпден» из состава 144-й и 455-й эскадрилий Берегового командования ВВС Великобритании.
07.09.1942 г. «Хемпдены» сосредоточились на аэр. Ваенга-1. Их задачей было уничтожение торпедами немецких боевых кораблей,
в случае попытки последних осуществить перехват конвоя «PQ-18».
12.10.1942 г. решением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля 20 уцелевших самолетов «Хемпден» были переданы
в дар Советскому Союзу и включены в состав ВВС Северного флота.
А буквально спустя два дня – 14 октября на основании приказа НК ВМФ №0871 от 09.10.1942 г. на аэр. Ваенга-1 начал формироваться
24-й минно-торпедный авиационный полк ВВС СФ трехэскадрильного состава (по десять самолетов в эскадрилье, плюс два самолета в управлении полка). Первоначально в нем были сформированы только две эскадрильи.
Их основой стали личный состав 4-й БАЭ самолетов СБ и Пе-2 и 5-й МТАЭ самолетов ДБ-3ф 2-го гв. САП ВВС СФ, сведенные в 1-ю МТАЭ нового полка. А 2-ю МТАЭ 24-го МТАП составили самолеты «Хемпден».
К 30.10.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №00373 от 23.10.1942 г. в составе полка формируется 3-я эскадрилья,
также вооруженная преимущественно «Хемпденами». Ее основу составили экипажи 118-го ОРАП и
35-го МТАП, который тогда же отводился в тыл на переформирование.
В конце ноября 1942 г. по приказанию командования ВВС СФ несколько самолетов 24-го МТАП (один ДБ-3 на аэр. Амдерма и три ДБ-3ф аэр. Нарьян-Мар)
были направлены на аэродромы бассейна Карского моря для поиска и уничтожения вражеских кораблей и подводных лодок, прорвавшихся в Восточный сектор Арктики.
06.12.1942 г. командир 1-й эскадрильи 24-го МТАП капитан Г.Д.Попович впервые на Северном флоте выполнил ночное низковысотное торпедометание.
По состоянию на 01.01.1943 г. в составе 24-го МТАП имелось 9/5 ДБ-3ф (10 экипажей) и 13/9 «Хемпден» (19 экипажей).
В январе 1943 г. полк вошел в состав 5 мтаб -> 5 мтад ВМФ.
По состоянию на 01.02.1943 г. в 24-м МТАП осталось 11 самолетов «Хемпден» и 9/5 ДБ-3ф.
10.03.1943 г. в полк поступили первые семь самолетов A-20 «Бостон» модификаций В и С. Новые машины
передали в состав 2-й АЭ. Все уцелевшие «Хемпдены» свели в 1-ю АЭ, а 3-я АЭ воевала на ДБ-3ф.
К 01.04.1943 г. в 24-м МТАП насчитывалось 10/1 «Хемпден», 7/5 А-20 «Бостон» и 9/4 ДБ-3ф.
Приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 г. за мужество и героизм, проявленные в боях 24-й МТАП был преобразован в
9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.
В начале июля 1943 г. в составе МТА ВВС СФ осталось только 11/10 А-20 «Бостон», 6/3 ДБ-3ф (а также один «Хемпден», который был списан 10 июля).
К этому времени экипажи 9-го гв. МТАП в основном переучились на самолеты «Бостон», а три исправных самолета ДБ-3ф (экипажи Шкарубы, Перегудова и Евдокимова)
направили на оперативный аэр. Нарьян-Мар для оказания противодействия немецким рейдерам и подводным лодкам в Карском море.
В июле 1943 г. в полк поступили 15 американских самолетов A-20G «Бостон», перелетевшие с Аляски по трассе АЛСИБ.
Для этого в полку была сформирована собственная перегоночная команда, которая сама летала за самолетами на сибирские аэродромы.
Еще 10 таких машин тем же маршрутом перегнали на флот в конце августа (часть из них передали в 118-й РАП ВВС СФ). Уже 28 августа новые «Бостоны» выполнили первый боевой вылет.
К сентябрю отряд самолетов ДБ-3ф перебазировали с аэр. Нарьян-Мар на аэр. Губа Белушья (о. Новая Земля) для поиска подводных лодок и кораблей в восточной части Баренцева моря. Там он находился вплоть до февраля 1944 г.
На 01.09.1943 г. в боевом составе 9-го гв. МТАП имелось 34/25 А-20, 1/0 ДБ-3ф на аэр. Ваенга-1, 3/3 ДБ-3ф на аэр. Губа Белушья и 1/0 ДБ-3ф в Амдерме.
До ноября полк получил пополнение в виде еще одного А-20G «Бостон» и 12 новых ДБ-3ф.
20.09.1943 г. при нанесении удара группой из 6 A-20G «Бостон» (ведущий - командир полка майор Ф.В.Костькин) по конвою из 5 транспортов и 13 кораблей охранения у м. Маккаур были сбиты 5 самолетов-торпедоносцев, в том числе и самолет командира полка.
20.11.1943 г. на аэр. Ваенга-1 с аэр. Ягодник перелетели 16 ДБ-3ф, пополнившие 9-й гв. МТАП.
В декабре 1943 г. в полк поступило 11 самолетов А-20G «Бостон».
К 01.01.1944 г. в составе 9-го гв. МТАП имелось 23 самолета А-20 и 15 самолетов ДБ-3ф. Эти силы дислоцировались: 17/16 А-20G, 2/2 А-20В и 5/4 ДБ-3ф на аэр. Ваенга-1, 4/4 А-20G и 4/2 ДБ-3ф на аэр. Ягодник и еще 6/6 ДБ-3ф на аэр. Нарьян-Мар.
На «Бостонах» имелось 16 экипажей (из них 10 боеготовых) и 13 экипажей на ДБ-3ф (9 боеготовых).
В январе 1944 г. основным видом деятельности полка была «свободная охота», а с 20 января полк возобновил минные постановки на коммуникациях противника.
11.02.1944 г. два самолета А-20G «Бостон» полка принимали участие в испытаниях на полигоне бортовых РЛС.
На 01.03.1944 г. 9-й гв. МТАП насчитывал на аэр. Ваенга-1: 2/2 А-20B «Бостон», 17/12 самолетов А-20G «Бостон», 10/8 ДБ-3ф.
Еще один неисправный ДБ-3ф находился на аэр. Нарьян-Мар.
31.03.1944 г. Указом ПВС СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом доблесть и мужество» 9-й гв. МТАП был награжден орденом Красного Знамени.
К 01.06.1944 г. в составе полка имелось 13 А-20 «Бостон» и 8 ДБ-3ф. В последующий месяц из резерва Ком. ВВС ВМФ были поставлены на Север новые самолеты А-20 «Бостон» и ДБ-3ф. В результате этих мер
к 01.07.1944 г. число «Бостонов» в полку было доведено до 26 единиц. Кроме них в полку было 14/9 ДБ-3ф.
20.08.1944 г. 10 ДБ-3ф полка через аэр. Ягодник перелетели в Нарьян-Мар для формирования бомбардировочной эскадрильи в составе 54-го САП ВВС БелВФл.
По состоянию на 01.09.1944 г. в полку насчитывалось 20 А-20 «Бостон» и 6 ДБ-3ф, а также 33 экипажа к ним.
09.11.1944 г. 4 самолета ДБ-3ф 9-го гв. МТАП с аэр. Ваенга-1 перебазировались на аэр. Поной.
14.11.1944 г. приказом ВГК №0369 за активное участие в Петсамо-Киркенесской операции 9-му гв. МТАП было присвоено почетное наименование «Киркенесский».
На 01.01.1945 г. в составе полка имелось 15 А-20G «Бостон» (12 экипажей) и 31 ДБ-3ф (24 экипажа)
(эти ДБ-3ф были переданы из 113-й БАД ВВС КА, полки, которой перевооружились на новые самолеты Ту-2).
После окончания войны 9-й гв. МТАП 5-й МТАД ВВС СФ на аэр. Ваенга-1, вооруженный самолетами ДБ-3ф и А-20 «Бостон», приступил к плановой боевой подготовке.
В августе 1951 г. на Север поступил первый реактивный бомбардировщик-торпедоносец Ту-14т: 9-й гв. МТАП вторым в ВВС ВМФ после 5-го гв. ТАП ВВС ЧФ был перевооружен на новые самолеты. Самолеты Ил-4 были к этому времени списаны и утилизированы, но самолеты А-20G «Бостон» хранились законсервированными в полку вплоть до 1954 г.
С 01.11.1952 г. в связи с предстоящей реконструкцией аэр. Североморск-1 (бывш. Ваенга-1) полк был временно перебазирован на аэр. Африканда.
В июле 1953 г. полк вернулся на аэродром постоянного базирования Североморск-1.
В апреле 1956 г. 9-й гв. МТАП получает на вооружение первые самолеты Ту-16 в бомбардировочном варианте.
К ноябрю 1956 г. 27 экипажей полка завершили переучивание на самолеты Ту-16 и приступили к решению задач боевой подготовки.
В октябре 1957 г. 9-й гв. МТАП получил в названии приставку «Дальнего Действия».
В ноябре 1957 г. 9-й гв. МТАП ДД первым среди частей МТА ВВС СФ приступил к переучиванию на ракетную систему «Комета».
С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию 9-й гв. МТАП ДД был переименован в
9-й гв. морской ракетоносный авиационный полк 5-й МРАД Авиации Северного флота.
В 1962 г. на самолетах Ту-16т полка была установлена радиогидроакустическая система «Баку» и кассетные держатели для противолодочных бомб. В этом варианте они стали именоваться Ту-16пл. В полку до 1967 г. имелась эскадрилья таких самолетов.
В середине 60-х годов 9-й гв. МРАП перевооружился на новый ракетный комплекс Ту-16к-16 с АКР КСР-2. Вскоре в полку освоили и еще одну ракету – КСР-11, которая являлась противорадиолокационным вариантом КСР-2.
В начале 1971 г. в связи с резким обострением обстановки на Ближнем Востоке командование ВМФ СССР приняло решение направить в Египет эскадрилью самолетов (10 Ту-16к-11-16) из состава 9-го гв. МРАП. В мае того же года 10 Ту-16к-11-16 перебазировались с Севера на аэр. Веретье (Остров). В конце октября - начале ноября эти самолеты с аэр. Веретье были перебазированы в Асуан. В Египте это авиационное подразделение получило наименование 89-я отдельная морская ракетоносная авиационная эскадрилья.
С 01.06.1971 г. 9-й гв. МРАП, вооруженный 20 Ту-16к-11-16 и Ту-16к-26, 4 Ту-16п и 4 Ту-16з был передан в состав ВВС БФ с перебазированием с аэр. Североморск-1 на аэр. Веретье (гарнизон Остров).
В июле 1972 г. летчики и техники 89-й ОМРАЭ (из состава 9-го гв. МРАП) покинули Египет, а 10 Ту-16к были проданы египетской стороне.
31.12.1974 г. 9-й гв. ОМРАП, вооруженный самолетами Ту-16к, на аэр. Веретье был расформирован.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении полка стояли самолеты: ДБ-3ф, HP.52 Hampden, А-20 Boston, Ту-14т, Ту-16к, Ту-16п, Ту-16пл, Ту-16з.
На Ил-4 были номера разных цветов (от 1 до 10) на руле направления. Белый цвет - 1 АЭ, остальные неизвестны.
На A-20: белые номера на руле направления и белые "пилотки", как и в другом полку 5 МТАД СФ:
36 МТАП.
Самолет Хэмпден № 30 на аэродроме Ваенга. По клику - командир 2 эскадрильи Стоянов с экипажем.
The HP52 Hampden TB Mk.I (tactical number 30) of squadron commander A.Z. Stoyanov.
Click to view another picture.
Экипаж Александра Стоянова у «Хэмпдена» с бомбами, 1942 г.
Самолет Ил-4Т с подвешенной торпедой 45-36АВА, 1941 г.
Ил-4 № 8 на аэродроме в Ваенге. Увеличение - по клику.
The Il-4 torpedo bomber. Click to enlarge the picture.
The Il-4T of 9th GMTAP North Sea Fleet on May 31, 1943.
The torpedo 45-36AVA and its parachute pod are well visible under the fuselage.
The Il-4T torpedo bomber number 3. Drawing by T. Toumanen.
Торпедоносец Ил-4 № 7 в полете. Фото на аэродроме - по клику.
The Il-4 number 7 with the torpedo. Click to view another photo.
1 АЭ: гв. капитан Вячеслав Павлович Балашов с экипажем рядом с Ил-4 № 7.
Торпедоносцы №№ 8 и 3 в полете, фото 1943.
Ил-4 № 9 из состава ВМФ, предположительно - 24 мтап. Фото 1941 г.
Торпеды на фоне Ил-4 № 10, фото 1942-44 гг.
Герой Советского Союза старшина М. Бадюк в турели УТК-1, фото 1942-44 гг.
Ил-4 "Хабаровский комсомол" с морской миной АМГ-1, 1944 г. Предположительно - в составе 9 гмтап ВВС СФ.
Самолет Ил-4, построенный на деньги, собранные комсомольцами Хабаровского края, 1944 г. Предположительно - в составе 9 гмтап ВВС СФ.
Самолеты Ил-4, построенные на деньги, собранные комсомольцами Хабаровского края, 1944 г. Предположительно - в составе 9 гмтап ВВС СФ.
Другое фото из серии - по клику. The Il-4 aircraft probably of 9th GMTAP VMF. 1944. Click to view another photo.
Бомбардировщик Ил-4 в полете, фото 1944 г. Предположительно - 9 гмтап ВВС СФ.
Бомбардировщик A-20 в полете, фото 1944 г. Предположительно - 9 гмтап ВВС СФ.
Экипаж бомбардировщика A-20B № 227. В некоторых публикациях эту машину ошибочно относят к 118 омрап.
Самолёт А-20 Бостон, фото весны 1943 г.
Матросы за подготовкой торпеды для А-20, 1944 г.
Другое фото из серии - по клику. The torpedo for the A-20 aircraft, 1944. Click to view another photo.
Техсостав экипажа Героя Советского Союза Е. Францева осматривает самолет A-20:
мл. сержант Горшков, ст. сержант Кочагуров, ст. техник-лейтенант Овсянников П.В., 1944 г.
Другое фото из серии - по клику. The techicians serve the A-20 in 1944. Click to view another photo.
Самарин Алексей Михайлович в кабине A-20 № 11. ЭБО - белая "полупилотка". Увеличение фото - по клику.
The A-20 warplane. Click to enlarge the picture.
Самарин Алексей Михайлович у А-20 № 11. ЭБО - полная белая "пилотка". Увеличение фото - по клику.
The A-20 warplane. Click to enlarge the picture.
А-20 № 17 над Кольским заливом .
ЭБО - белая "полупилотка". Увеличение фото - по клику.
The A-20 warplane. Click to enlarge the picture.
А-20 № 38 над пунктом базирования Полярный и выходом из Кольского залива в Баренцево море.
ЭБО - полная белая "пилотка". Увеличение фото - по клику.
The A-20 warplane. Click to enlarge the picture.
A-20G-20-DO (тактический № 43, серийный № 42-86692). Увеличение - по клику.
Douglas A-20G-20-DO serial number 42-86692. Click to enlarge the picture.
Командиры полка
Командиры полка: А.З.Стоянов (октябрь-ноябрь 1942 г., ВрИД, погиб), Ф.Г.Шипилов (ноябрь 1942 г., ВрИД),
И.Я.Гарбуз (ноябрь-декабрь 1942 г., ВрИД), подполковник Николай Никитович Ведмеденко (декабрь 1942 г. - март 1943 г., погиб),
Ф. Г. Шипилов (март 1943 г., ВрИД), майор Филипп Васильевич Костькин (апрель-сентябрь 1943 г., погиб),
(ГСС) подполковник Борис Павлович Сыромятников (октябрь 1943 г. – октябрь 1944 г., погиб), ГСС А.И.Фокин (октябрь 1944 г. – июнь 1947 г.), А.Литвинов, ГСС К.С.Усенко (октябрь 1953 г. – ноябрь 1954 г.), С.М.Рубан (декабрь 1955 г. – октябрь 1956 г.), И.А.Клыгин (октябрь 1956 г. - июль 1962 г.), И.А.Портянченко (июль 1962 г. – декабрь 1966 г.),
В.И.Колчин (в 1971 г. – ноябрь 1972 г., фактически, в этот период был командиром 89-й ОМРАЭ Авиации ВМФ в Египте), А.Т.Михеев (ноябрь 1972 г. – октябрь 1974 г.).
9 гвардейский минно-торпедный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк ВВС ВМФ
Благодарности - П. Левшов, П. Заика, С. Красильников, В. Смирнов, К. Геуст, Г. Петров;
сайтам bellabs, goskatalog, waralbum.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС ВМФ (Военно-воздушных сил военно-морского флота). Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.