35 штурмовой авиационный Таллинский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС ВМФ
35th naval attack aviation «Tallin» regiment
История полка
К 15.04.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0053 от 28.02.1942 г. на базе 1-го запасного авиаполка ВВС ВМФ на аэр. Безымянка в г. Куйбышев (ныне г. Самара) был сформирован 35-й минно-торпедный авиационный полк двухэскадрильного состава. На его вооружении было 22 самолета ДБ-3ф (так как они не были оборудованы мостами для подвески торпед и использовались только как обычные бомбардировщики, то в документах встречается также наименование 35-й дальнебомбардировочный авиационный полк ВВС ВМФ).
В апреле 1942 г. 6 экипажей полка получили на аэр. Центральный в Москве новые ДБ-3ф, которые на аэр. Измайлово переоборудовали под подвеску мин и торпед.
С 22.06.1942 г. 35-й МТАП, имевший только 11 ДБ-3ф, вошел в состав Особой морской авиационной группы ВГК, действовавшей в июне-октябре 1942 г. в составе ВВС Северного флота.
К 30.06.1942 г. полк прибыл на аэр. Ваенга-1 в районе Мурманска.
Боевой дебют полка состоялся 30.06.1942 г.
После окончания операции против аэродромов противника полк был нацелен на действия против вражеского судоходства у берегов Норвегии.
К 22.07.1942 г., менее чем за месяц боевой работы, полк, совершивший 52 боевых самолетовылета, потерял 7 ДБ-3ф из 11 самолетов, прибывших на Север. На оставшиеся 4 ДБ-3ф имелся только один боеготовый экипаж...
В начале сентября 1942 г. полк получил пополнение из 9 самолетов ДБ-3ф. Экипажи для них были переданы из
118-го МРАП ВВС СФ.
Но уже в конце октября 1942 г. оставшиеся экипажи и 9 самолетов ДБ-3ф 35-го МТАП были обращены на формирование
24-го МТАП ВВС СФ, и с 01.11.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №00373 от 23.10.1942 г. управление полка было отведено в тыл для переформирования.
Приказом НК ВМФ СССР №01089 от 24.11.1942 г. 35-й авиационный полк был переведен на штат штурмового авиационного полка. Переформирование проходило на базе ВМАУ им. С.А.Леваневского в с. Безенчук Куйбышевской области.
Фактически это была уже совершенно новая часть, сохранившая только номер минно-торпедного полка. Ее основу составили выпускники училища, которые учились или переучивались на Ил-2. Позднее эти самолеты и были переданы на укомплектование полка.
Приказом начальника ВМАУ им. С.А.Леваневского №015 от 17.01.1943 г. в 35-й ШАП была передана бывшая нештатная 7-я УАЭ училища.
К 10.02.1943 г. переформирование полка было в основном завершено. На вооружение 35-го ШАП всего поступило 33 Ил-2. В этом же месяце полк был направлен на аэр. Богослово Ленинградской области (ныне это Новгородская область). Там проходило боевое слаживание экипажей.
Приказом НК ВМФ №0124 от 02.03.1943 г. 35-й ШАП на самолетах Ил-2 был включен в состав ВВС БФ.
25.04.1943 г. 35-й ШАП перебазировался на аэр. Каменка, расположенный в черте Ленинграда, где вошел в состав 9-й ШАБ.
С 22.06.1943 г. приступил к боевым действиям, нанеся удар по аэр. Городец, где базировались немецкие самолеты.
По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 35-го ШАП на аэр. Каменка числилось 35/33 Ил-2 и 31 экипаж.
В июле 1943 г. 35-й ШАП перебазировался с аэр. Каменка на аэр. Приютино северо-восточнее Ленинграда, поддерживая боевые действия 67-й армии в районе Синявино – Келколово.
С августа 1943 г. полк базировался на аэр. Борки (Ораниенбаумский плацдарм), а 30 августа 35-й ШАП перебазировался на аэр. Гора-Валдай (Ораниенбаумский плацдарм).
В январе 1944 г. полк участвовал в операции по полному снятию блокады Ленинграда. Его экипажи наносили бомбоштурмовые удары и осуществляли поддержку наземных войск в районе Арбузово и Ропша.
С 13.02.1944 г. после окончательного снятия блокады с Ленинграда полк стал базироваться на аэр. Копорье Ленинградской области. В это время он действовал в районе Нарвы и южного побережья Балтийского моря.
15.03.1944 г. 35-й ШАП перелетел с аэр. Копорье на аэр. Гора-Валдай.
К маю 1944 г. 35-й ШАП был перебазирован с аэр. Гора-Валдай на аэр. Куммолово.
26.05.1944 г. 35-й ШАП (22 Ил-2) перебазировался с аэр. Куммолово на аэр. Керстово и стал содействовать наступлению советских войск в Прибалтике.
31.05.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 35-й ШАП был награжден орденом Красного Знамени.
В конце июня 1944 г. полк в составе 9-й ШАД принимал участие в боевых действиях советских войск в Выборгской наступательной операции на Карельском перешейке. При этом самолеты Ил-2 под прикрытием истребителей 12-го ИАП наносили удары по вражеским кораблям и судам в Финском заливе и шхерах.
По состоянию на 01.07.1944 г. в составе 35-го ШАП на аэр. Керстово числилось 40 Ил-2.
30.09.1944 г. полк перебазировался с аэр. Керстово на аэр. Пярну.
В конце октября 1944 г. 35-й ШАП принял участие в боях по освобождению Таллина.
22.10.1944 г. приказом ВГК за проявленное мужество и героизм в боях при освобождении столицы Эстонии 35-му ШАП вместе с другими частями 9-й ШАД было присвоено почетное наименование «Таллинский».
В ноябре 1944 г. 35-й ШАП в составе дивизии с аэр. Пярну участвовал в операции советских войск по освобождению Моонузундских островов, выполняя вылеты на штурмовку позиций противника и уничтожение его кораблей и судов в море.
15.12.1944 г. полк перелетел с аэр. Пярну на аэр. Кагул (о. Эзель), где находился в течение последующих трех месяцев. Задачами полка кроме обычных задач в этот период являлись разведка над Балтийским морем, поиск подводных лодок и их уничтожение.
27.03.1945 г. 35-й ШАП перебазировался на прусский аэр. Эльбинг (ныне Эльблонг в Польше). В это время полк был оперативно подчинен командованию 3-й ВА 1-го Прибалтийского фронта (далее 3-го Белорусского фронта).
15.04.1945 г. 35-й ШАП перебазировался с аэр. Эльбинг на аэр. Мариенбург в Восточной Пруссии (ныне Мальборк в Польше)
20.04.1945 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 35-й ШАП 9-й ШАД ВВС БФ был награжден орденом Ушакова II-й степени.
Уже перед самым окончанием боевых действий на Балтике полк начал получать новые штурмовики Ил-10. Некоторые летчики полка успели на них совершить боевые вылеты.
Великую Отечественную войну полк закончил в Восточной Пруссии на аэр. Боденхаген (ныне Багич, Польша), куда он перебазировался в мае.
До конца 1947 г. 35-й ШАП, вооруженный самолетами Ил-10 на аэр. Багич, оставался в составе 9-й ШАД ВВС Югобалтийского флота (ВВС 4-го ВМФ),
а в ноябре на первой волне послевоенных сокращений ВС СССР полк был расформирован. Его личный состав был обращен на укомплектование 7-го гв. ШАП ВВС 4-го ВМФ.
Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях
На вооружении полка стояли самолеты ДБ-3ф (Ил-4), Ил-2 различных модификаций, УИл-2, Ил-10, УТ-2, У-2 (По-2).
На борту одного из Ил-2 была надпись с именами экипажа: "Вячеслав Кротевич и Иван Быков".
Мл. лейтенанты Ф. Майданник, А. Чаров, И. Гаврилов, И. Банифатов, М. Джансусян, И. Панкрушин, А. Пилясов. 1944 г.
Подготовка самолета Ил-2 ст. техником-лейтенантом Н.М. Романовым, 1944 г.
Soviet aviators near the Il-2 Shturmovik plane № 12, wartime photo.
Капитан Третьяков, старшина Гребенников, в кабине - ст. сержант Сусенков.
Воспоминания ветерана Батиевского А.М.:
«Он внешне не заметно отличался. Последней серии самолеты штурмовики Ил-2 отличались от первой серии "Илов" тем, что было скошенное ребро крыла, не так вот прямо, а так немножко скошено.
Он был не камуфлированный, он был как новенький, весь алюминиевый, весь блестящий, белый, серебристый. Он не покрашен, он был полностью металлический.»
«кок винта белый, красные цифры на фюзеляже... Это же его, наша, эскадрилья. Коки перед винтом у разных эскадрилий окрашивали по-разному. И еще номера были разные. Номера с двадцатого по тридцатый, это одна эскадрилья и т.д.»
Фотоспециалист Ф.Гулай рядом с Ил-2 (заводской номер 304002), 1944 год. Увеличение - по клику.
The photography technician of 35th ShAP VMF aside the Il-2
factory number 304002. Click to enlarge the picture.
Лётчик старший лейтенант Гаврилов, воздушный стрелок старший сержант Савельев
(на крыле самолёта Ил-2 № 67), механик сержант Коротких. 25.04.1945.
Герой Советского Союза ст.лейт. Ф.А. Кошевой у штурмовика Ил-2, фото 1945 г.
Летчик старший лейтенант Пилясов и стрелок младший лейтенант Зверев Е.М., 1945 г.
Ст.лейт. Виктор Захарович Поповский, капитан В.М. Булетов, лейт. В.И. Лаптев, лейт. И.М. Корсаков
на фоне Ил-2 №№ 32 и 37, май 1945 г.
Летчик Лаптев на фоне штурмовика Ил-2 с бортовым номером 42, фото 1 мая 1945 г.
Летчик капитан Бунетов В.М., март 1945 г.
Герой Советского Союза, заместитель командира авиаэскадрильи Никитин Н.А. и стрелок-радист Акимов. 1945 г.
Дополнение к истории полка
Сформирован приказом Наркома ВМФ СССР № 01089 от 24.11.42 г. при ВМАУ им. Леваневского в г. Безенчук Куйбышевской
области. Состав полка состоял из числа курсантов ВМАУ им. Леваневского. Тренировочные полеты были закончены к февралю 1943 г.,
и полк перелетел на аэродром Богослово. Вошел в состав ВВС КБФ.
К середине июня 1943 г. полк был готов к боевым действиям и 17.06.1943 перелетел на аэродром Каменка.
Входил в состав 9 шад ВМФ.
22.06.1943 полк получил первое боевое задание: нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому противника Городец.
19.07.1943 полк получил боевое распоряжение готовиться к Синявинской операции. 22.07.1943 в 4:00 начало
боевой деятельности по Синявинским высотам и станции Мга.
В январе 1944 г. участвовал в операции по полному снятию блокады города Ленинграда. Наносил бомбоштурмовые удары
и осуществлял поддержку наземных войск в районе Арбузово и Ропша.
В феврале 1944 г. действовал в районе Нарвы и Балтийского моря.
26.05.1944 полк перелетел на аэродром Керстово. Задачи полка в этот период: уничтожение противника, бомбоштурмовые
удары по кораблям в Нарвском, Финском и Выборгском заливах, на Чудском озере, участие в Выборгской операции.
Указом Президиума ВС СССР от 31.05.1944 полк награжден орденом Красного Знамени.
В августе-сентябре 1944 г. наносил удары по противнику в Финском заливе, по Тарту-Нарвскому направлению,
Чудскому озеру.
После освобождения Нарвы полк увеличил радиус действия, подвешивая дополнительные топливные баки – цель Таллин.
После взятия советскими войсками Раквере – Таллин - Тарту и Пярну, 30.09.1944 полк перебазировался на аэродром Пярну для
участия в боях за Моонзундский архипелаг.
14.12.1944 полк перелетел на остров Эзель, аэродром Кагул, где находился в течение трех месяцев. Задачами полка
в этот период являлись разведка Балтийского моря, поиск подводных лодок и их уничтожение.
22.03.1945 перелетел на занятые советскими войсками аэродромы противника.
27.03.1945 половина полка базировалась на аэродроме Эльбинг в Восточной Пруссии с задачей: бомбоштурмовые удары
по районам Данцига и Кенигсберга. В это время полк входил в состав 3 ВА.
С 12 по 25.04.1945 наносил бомбоштурмовые удары по кораблям противника и порту Хель.
24.04.1945 полк получил задание на поддержку десантной операции в Пиллау. В это время награжден орденом
Ушакова 2-й степени. Встречаются сокращения: 35 ШАКП 9 ШАД ВВС БФ, 35 КШАП, 35 ШАТКП, 35 ШАТКОУП 9 ШАРКОУД ВВС КБФ.
В ноябре 1947 г. 35 шап расформирован, часть личного состава и матчасти передана в
7 гшап ВМФ.
Командиры полка
Командиры полка: А.В.Крылов (февраль-июль 1942 г., погиб), С.И.Смольков (август-ноябрь 1942 г.),
полковник Александр Семенович Петров (декабрь 1942 г. - сентябрь 1943 г.), Даша Ибрагимович Акаев (сентябрь 1943 г. – февраль 1944 г., погиб),
подполковник Василий Петрович Кузьмин (март-август 1944 г.), майор Иван Федорович Суслин (сентябрь 1944 г.- ноябрь 1947 г.).
35 Краснознаменный штурмовой авиационный Таллинский ордена Ушакова полк ВВС ВМФ
35-й минно-торпедный авиаполк ВВС СФ
(35-й штурмовой авиационный Таллиннский Краснознаменный ордена Ушакова полк ВВС БФ)
Информация - П. Левшов, allaces.ru; фото - iremember.ru и goskatalog.ru
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru
История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР. Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union fleet airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.