Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

11 истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС ВМФ

[11 штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ]

боевое Знамя красное 11 Истребительного авиационного полка ВВС БФ

11th navy fighter (former ground attack) aviation regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       К 19.09.1941 г. в соответствии с приказом НК ВМФ №0884 от 12.09.1941 г. и №0894 от 16.09.1941 г., на базе ВМАУ им. Сталина были сформированы две (штурмовые) авиационные эскадрильи самолетов И-5 с общей штатной численностью по 50 человек и по 10 самолетов. Эти ОШАЭ, которыми командовали ст. лейтенант Н.А.Кошельков и капитан Борисов не получили собственных номеров и сразу же после завершения формирования были переданы в состав ВВС ЧФ. В связи с острой нехваткой ударной и штурмовой авиации приказом НК ВМФ №0911 от 22.09.1941 г. из этих эскадрилий в г. Моздок по штату 030/156 был сформирован 11-й (штурмовой) авиационный полк ВВС ВМФ. На вооружение полка были переданы истребители И-5. По окончанию формирования 11-й ШАП включили в состав ВВС ЧФ.
       30.09.1941 г. 20 И-5 из состава полка перебазировались на полевые аэродромы в районе с. Фрайдорф (район Джанкоя). Там 1 октября полк вошел в так называемую Фрайдорфскую авиационную группу ВВС ЧФ. В дальнейшем в полк были переданы такие же «древние» самолеты из различных частей ВВС ЧФ, использовавшиеся до этого в качестве учебных, или находившиеся на хранении: около 10 И-5, один Р-5 и два самолета КОР-1 (Бе-2) на колесном шасси. В боевых действиях самолеты полка использовались в основном в ночное время.
       09.10.1941 г. самолеты И-5 полка совместно с 2 МБР-2 и 2 И-15бис ночью бомбили позиции немецких войск в районе Перекопа.
       30.09.1941 г. 11-й ШАП частью сил (10 И-5) перелетел на аэр. Фрайдорф.
       С 20 октября самолеты И-5 стали привлекаться для выполнения боевых вылетов днем.
       Всего в течение октября самолеты И-5 полка выполнили 434 ночных боевых вылетов, потеряв при этом 9 машин (в большинстве – не по боевым причинам). Несмотря на эти потери к концу октября количество И-5 в составе авиагруппы удалось довести до двух десятков путем передачи их из тыловых и учебных подразделений.
       30.10.1941 г. по завершению безуспешных боев за Перекоп и Чонгар Фрайдорфская авиагруппа была расформирована, и 11-й ШАП составом 20 И-5 был перебазирован на аэр. Байдары под Севастополь, где вошел в состав авиагруппы Севастопольского оборонительного района. Отсюда летчики полка продолжали наносить бомбоштурмовые удары по колоннам немецких войск и техники, рвущихся к Севастополю.
       05.11.1941 г. зам. командира АЭ капитан Н.Т.Хрусталев совершил первый в ВВС ЧФ «огневой таран». В этот день 20 И-5 под его командованием под прикрытием 6 И-16 выполняли штурмовку войск противника в районе д. Дуванкой и д. Калымтай. Немецкие истребители «Мессершмитт» Bf-109 подожгли самолет Хрусталева, и он направил горящую машину в скопление немецких войск.
       По состоянию на 07.11.1941 г. в 11-м ШАП имелось 11/8 И-5 и 2/2 И-153 базирующихся на аэр. Байдары.
       08.11.1941 г. полк перебазировался с аэр. Байдары на аэр. Куликово Поле, который располагался уже непосредственно в черте Севастополя. На аэр. Байдары оставалась 1-я АЭ полка в которой имелось 11/8 И-5 и 2/2 И-153. Эти самолеты активно привлекались для нанесения бомбоштурмовых ударов по позициям противника. Соответственно эскадрилья несла потери – на 25 ноября в ней оставалось только 8/6 И-5.
       С 10.11.1941 г. в соответствии с приказом командующего ВВС ЧФ генерал-майора авиации Н.А.Острякова из частей Севастопольской авиагруппы в полк были переданы все самолеты У-2 и УТ-1 переоборудованные к тому времени в ночные бомбардировщики.
       До середины ноября 1941 г. полк действовал преимущественно ночью группами по 4-5 самолетов, а в середине месяца 11-й ШАП был направлен в г. Моздок на переформирование и перевооружение, которое проходило на базе Ейского ВМАУ им. Сталина.
       К 13.12.1941 г. 11-й АП завершил переформирование с общей штатной численностью 199 чел. личного состава и 32 самолета И-16 тип 5. (Переформирован на базе ВМАУ им. Сталина в «ИАП на И-16 М-25 по 6 РО-82», в документах 61 иабр начал именоваться именовался «11 иап».)
       20.12.1941 г. все уцелевшие самолеты 1-й АЭ 11-го АП (6 И-5, 1 Р-5 и 1 КОР-1) перелетели с аэр. Херсонес в Моздок.
       13.01.1942 г. 11-й авиационный полк, завершив переформирование, убыл эшелоном на Балтику. В составе полка было три эскадрильи, вооруженные истребителями И-16. По пути на Балтику 11-й АП сделал остановку в Окуловке вблизи г. Бологое. Там, прежде чем попасть на фронт, в течение месяца молодые пилоты выполняли тренировочные полеты.
       В середине февраля 1942 г. полк прибыл на аэр. Богослово, где его включили в состав 61-й ИАБ ВВС КБФ с последующей передислокацией на аэр. Новая Ладога. При этом 1-я АЭ 11-го АП на самолетах И-16 была передана в состав 71-го ИАП ВВС БФ. С этого месяца 11-й АП, вместе с 5-м ИАП, 13-м ИАП, 12-й ОИАЭ и 13-й ОИАЭ ВВС БФ выделялся для усиления Особой авиационной группы ВВС 8-й армии, защищавшей коммуникации на Ладоге.
       18.03.1942 г. 11-й АП начал свою боевую работу, защищая «Дорогу Жизни».
       В конце марта 1942 г. полк частью сил перебазировался на аэр. Бычье Поле (Кронштадт) и Гора-Валдай для действий в районе Ораниенбаумского плацдарма и на подступах к Кронштадту.
       В начале апреля 1942 г. подразделения 11-го АП были перебазированы с аэр. Гора-Валдай на аэр. Приютино.
       В мае 1942 г. он снова перебазируется в Новую Ладогу. Отсюда летчики полка летали на воздушную разведку, на прикрытие войск Ленинградского и Волховского фронтов и коммуникаций над Ладогой, выполняли прикрытие транспортных самолетов над Ладогой, доставлявших грузы в блокадный город и обратно вывозивших эвакуируемых.
       11.08.1942 г. эскадрилья полка под командованием К.Г.Теплинского, вооруженная самолетами И-16 перелетела на аэр. Гражданка (в черте Ленинграда), где вошла в состав 21-го ИАП, как 3-я АЭ полка. Остальная часть полка осталась на аэр. Новая Ладога.
       В октябре 1942 г. 11-й ШАП перебазируется на аэр. Выстав, где остается до марта 1943 г.
       22.10.1942 г. самолеты И-15бис и И-16 11-го ШАП принимали участие в уничтожении морского десанта противника на о. Сухо в Ладожском озере.
       В соответствии с приказом НК ВМФ №00361 от 19.10.1942 г. 11-й ШАП был переименован в 11-й истребительный авиационный полк.
       26.11.1942 г. 9 И-15бис из 11-го ИАП перебазировались с аэр. Новая Ладога на полевой аэр. Сандела в 14 км восточнее Кобоны.
       В декабре 1942 г. в соответствии с приказом НК ВМФ №00395 от 13.11.1942 г. и циркуляром НШ БФ №0030 от 12.12.1942 г. 11-й ИАП выходит из 61-й ИАБ и передается в состав вновь сформированной в ноябре того же года 9-й истребительной авиабригады ВВС БФ.
       Весной 1943 г. 11-й ИАП частью сил был направлен на аэр. Богослово для переучивания и перевооружения на истребители МиГ-3.
       На основании приказа Ком. БФ №0017 от 27.04.1943 г. 11-й ИАП ВВС БФ был перебазирован с аэр. Богослово на аэр. Новая Ладога и включен в состав формируемой авиационной оперативной группы Ладожской военной флотилии.
       По состоянию на 24.06.1943 г. в боевом составе 11-го ИАП числилось 10/6 И-16 и 12 летчиков и 14/2 МиГ-3 и 14 летчиков, в т.ч: на аэр. Выстав – 4 И-16; на аэр. Новая Ладога – 6 И-16 и 14 МиГ-3.
       С 30.08.1943 г. АЭ самолетов И-16 полка была временно передана в оперативное подчинение командиру 9-й ШАД ВВС БФ и перебазирована с аэр. Выстав на аэр. Борки.
       С 01.09.1943 г. на основании приказа Ком. БФ №0034 от 01.09.1943 г. командиру 11-го ОИАП было подчинено авиазвено самолетов Пе-2 из 6-й ОСАЭ ВВС БФ с базированием на аэр. Новая Ладога.
       26.10.1943 г. 3-я АЭ полка на самолетах И-16 была передана в состав формируемого 12-го ИАП ВВС БФ.
       К началу 1944 г. истребители ЛаГГ-3 в 1-й и 2-й АЭ постепенно заменили изношенные МиГ-3.
       В конце февраля 1944 г. согласно приказу Ком. БФ №072 от 27.02.1944 г. 11-й ИАП был перебазирован с аэр. Новая Ладога на аэр. Бычье Поле в Кронштадте.
       С 03.06.1944 г. 11-й ИАП передается в состав 11-й штурмовой авиационной дивизии, прибывшей с Черного моря для усиления балтийской авиации.
       По состоянию на 01.07.1944 г. в составе 11-го ИАП на аэр. Копорье числилось 38 ЛаГГ-3 и Ла-5.
       С июня до сентября 1944 г. базировался на аэр. Копорье и Бычье Поле. В октябре 1944 г. перебазировался на аэр. Сууркюль.
       В ноябре 1944 г. согласно приказу Ком. БФ №0049 от 09.11.1944 г. 11-й ИАП (31 Ла-5 и около 40 ЛаГГ-3) был перебазирован с аэр. Сууркюль на аэр. Пярну. В это же время полк вышел из состава 11-й ШАД и стал именоваться 11-м отдельным истребительным авиационным полком.
       В декабре 1944 г. самолеты Ла-5 11-й ИАП перебазировались с аэр. Пярну на аэр. Суурюль, а самолеты ЛаГГ-3 в январе 1945 г. – на аэр. Лагсберг.
       16.12.1944 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №089 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками за овладение о. Саарема (Эзель) и проявленные при этом мужество и отвагу 11-й ОИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       31.12.1944 г. 11-й ОИАП поступил в оперативное подчинение командиру 1-й гв. ИАД ВВС БФ.
       По состоянию на январь 1945 г. в боевом составе полка насчитывалось 28 Ла-5 и 9 ЛаГГ-3 на аэр. Сууркюль, 30 ЛаГГ-3 на аэр. Лагсберг.
       23.01.1945 г. ч.с. 11-го ИАП (17 Ла-5) перебазировалась с аэр. Сууркюль на аэр. Лагсберг в черте Таллина.
       С марта 1945 г. одна эскадрилья 11-го ИАП базировалась на финском аэр. Малми (район Хельсинки), где оставалась до мая 1945 г.
       08.05.1945 г. подразделения полка с аэр. Сууркюль и аэр. Малми перебазировались на аэр. Кагул (о. Эзель) составом 31 Ла-5 и 27 экипажей.
       По состоянию на конец мая 1945 г. 11-й ИАП базировался на аэр. Кагул (о. Саарема) составом 31 Ла-5 и 27 экипажей. На этом аэродроме он оставался всю свою последующую историю.
       В феврале 1946 г. 11-й ИАП вошел в состав Северобалтийского флота а в декабре переименован в 24-й истребительный авиационный полк ВВС СБФ (с января 1947 г. - ВВС 8-го ВМФ).
       11.01.1947 г. полк был выведен из состава 1-й гв. ИАД и снова стал отдельным полком.
       В октябре 1947 г. 24-й ОИАП был переведен на четырехэскадрильный штат, без изменения места дислокации на аэр. Кагул.
       Весной 1949 г. полк был переведен на трехэскадрильный штат.
       В июле 1950 г. 24-й ОИАП вошел в состав 90-й ИАД (бывш. 11-я ШАД) ВВС 8-го ВМФ.
       В марте 1951 г. полк передали из 90-й ИАД ВВС 8-го ВМФ в состав вновь сформированной 738-й ИАД ВВС 8-го ВМФ.
       С 15.09.1952 г. 24-й ИАП в составе 738-й ИАД перешел в подчинение командира 58-го ИАК 30-й ВА ВВС СА.
       Летом 1953 г. 24-й ИАП вместе с дивизией был принят обратно в состав ВВС 8-го ВМФ.
       С 01.03.1956 г. 152-я ИАД (бывш. 738-я ИАД) с дислокацией управления на аэр. Кагул была включена во вновь сформированный 9-й ИАК ВВС БФ. Туда вошел и 24-й ИАП с дислокацией на аэр. Кагул.
       В апреле 1958 г. 24-й ИАП вместе с управлением 152-й ИАД 9-го ИАК ВВС ДКБФ на аэр. Кагул был расформирован. Часть личного состава была обращена на укомплектование вертолетных частей ВВС БФ, а часть направлена для дальнейшего прохождения службы на другие флоты.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
22.06.194129.10.1941Фрайдорфская авиагруппаВВС Черноморского флота
30.10.1941середина ноября 1941 г.аг Севастопольского оборонительного района
18.02.1942начало декабря 1942 г.61 иабрВВС Краснознаменного Балтийского флота
начало декабря 1942 г.03.06.19449 шабр / 9 шад
03.06.194409.05.194511 шадс 31.12.1944 - в оперативном подчинении штаба 1 гиад ВВС КБФ

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка совершено более 10 000 боевых вылетов; сбит 61 самолет противника. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

ДатаИзвестный боевой состав
18.10.194118 И-5 (из них 3 неисправных), 1 Р-5 (0), 2 КОР-1 (0)
07.11.194111 И-5 (из них 5 неисправных), 2 И-153 (0)
18.02.1942Самолеты И-16 и И-15бис
01.05.194323 самолета (МиГ-3 — 16, И-16 — 7)
01.08.194332 самолета (МиГ-3 — 8, И-153 — 7, И-16 — 14, И-15бис — 1, УТИ-4 — 1, У-2 — 1);
и 6 ОРАЭ КБФ (переподченена полку в июле 1943 г.) — 12 самолетов (Пе-2 — 3, Ил-2 — 5, Р-10 — 3, У-2 — 1)
01.10.194327 самолетов (МиГ-3 — 2, ЛаГГ-3 — 3, И-153 — 10, И-16 — 7, Пе-2 — 3, УТИ-4 — 1, У-2 — 1)
01.01.194427 самолетов (Як-7б — 7, Як-7у — 1, ЛаГГ-3 — 9, И-16 — 7, Пе-2 — 2, УТИ-4 — 1)
31.12.1944Самолеты ЛаГГ-3 и Ла-5
23.01.194517 Ла-5
09.05.194531 Ла-5

       В послевоенное время на вооружение поступали МиГ-15, МиГ-17.


       С 1943 года отличительным признаком истребителей ВВС КБФ (3 гиап, 4 гиап, 10 гиап, 14 гиап, 11 иап, 12 иап, 21 иап) были белые коки винтов и рули направления


1. И-5 (сентябрь — ноябрь 1941 г.)

WWII Russian navy i5 plane photo
Офицеры у И-5, слева направо: Кошельков Николай Александрович, Покалюхин Алексей Иванович, Бронзов Виктор Спиридонович, Бывальцев Иван Павлович, Фомин Владимир Сергеевич. Увеличение фото - по клику.
The I-5 fighter of 11 shap Red navy airforce. Click to enlarge the picture.

И5 Группа летчиков-ночных штурмовиков. 1942 г. Севаст.
Лётчики полка, слева-направо: Кошельков Н.А., Бронзов В.С., Богданов К.Г., Покалюхин А.И., Смирнов И.И., Фомин В.С., Шапочкин А.И., Бывальцев И.П.
Декабрь 1941 г. Увеличение фото - по клику.
The pilots near the I-5 biplane (tactical number 3). Click to enlarge the picture.


это 11 шап, по-барабану что ганс написал И-5 №6 Каланчак, Херсонская обл.
Истребитель И-5 № 6, Каланчак, Херсонская обл., 1941 г. Увеличение фото - по клику.
The I-5 biplane (tactical number 6). Click to enlarge the picture.



2. КОР-1 (Бе-2) (сентябрь — ноябрь 1941 г.) 2 экземпляра. Первоначально гидросамолёты входили в отряд корабельной авиации ЧФ, откуда в сентябре 1941 г. переданы в 3 ИАЭ 8 ИАП, затем вошли в состав 11 ШАП. В ноябре 1941 г. два КОР-1 вернулись в ОКА.


3. Р-5 (сентябрь — октябрь 1941 г.)


4. И-153 (октябрь — ноябрь 1941 г.)


5. И-15бис (1942 г.)
В апреле 1943 г. полк передал оставшиеся 18 И-15бис во вновь сформированную 25 ОИАЭ ВВС КБФ и получил МиГ-3 и И-16.

11 иап (11 шап) ВВС ВМФ - самолеты и эмблемы фото ВОВ
Самолёт И-15бис, предположительно из состава полка в 1941 г.
The I-15bis could belong to the regiment in late 1941.


действующая армия ВОВ СССР сталинские соколы
Реконструкция внешнего вида истребителя И-15бис. Автор - T. Tuomanen.
Soviet biplane I-15bis board number 56.


Мануйленко Александр Филиппович это уже 11 ИАП КБФ автостартёр 63-36
Мануйленко Александр Филиппович на фоне истребителя И-15бис и автостартера, фото 1942 г.
Pilot Manuylenko near the I-15bis fighter.


Губарев И.Т. сержант И.П.Губарев И-15бис №86 вооружен реактивными снарядами. Ладога, 1942 г
Сержант И. Губарев у И-15бис б/н 86, вооруженного реактивными снарядами. Ладога, 1942 г.
Pilot Gubarev near the I-15bis plane.

WWII photo i15 ftr Сержант Губарев А.И., мл. лейтенант Мануйненко делятся впечатлениями о воздушном бое. 1942
Сержант Губарев, мл. лейтенант Мануйненко. 1942 г.
11-й авиационный полк. Капитан Мироненко А.А. летчик-истребитель
Лётчик капитан Мироненко А.А., 1942 г.

действующая армия СССР фото ВОВ
Лётчик Никулин Н.Г., фото 1942 г.

11 авиаполк. Ст. лейтенант Петрухин - летчик-истребитель 1942
Лётчик ст. лейтенант Петрухин, фото 1942 г.
11-й авиационный полк. Летчики - истребители делятся впечатлениями о боевых действиях
The pilots of 11th IAP VMF aside the I-15bis plane. 1942.



6. И-16 (февраль 1942 г. — октябрь 1943 г.)
На 01.05.1943 в 1 и 2 аэ - 16 МиГ-3, в 3 аэ - 7 И-16.
12.08.1942 - Эскадрилья Теплинского К.Г. на самолетах И-16 передана в 21 иап ВВС ВМФ.
26.10.1943 - 3 эскадрилья на самолетах И-16 передана в состав 12 оиаэ ВВС ВМФ.


И-16 № 03 "Подарок летчикам - балтийцам от ...". Увеличение фото - по клику.
The I-16 fighter. Click to enlarge the photography.

И16 Старший политрук Гирич Григорий Андреевич заместитель командира эскадрильи по политчасти 11 авиаполка ЛВФ 
при разгроме немецкого десанта проявил мужество, сбив самолет Капрони
Старший политрук Гирич Григорий Андреевич - заместитель командира эскадрильи по политчасти. Фотография 1942 г.

11-й Краснознаменный истребительный (штурмовой) авиационный полк ВВС ВМФ. Фотографии и история
И-16 тип 5 с тактическим номером 15, модернизированный установкой шести РО и козырька от И-16 поздних серий.
The I-16 type 5 warplane tactical number 15.


ЖБД - журнал боевых действий 11 авп ЧМФ, история
Татаренко Дмитрий Митрофанович в кабине И-16 тип 5 № 05.
Soviet I-16 type 5 fighter in Great Patriotic war.



7. МиГ-3 (с апреля 1943 г.)
24.04.1943 - получены самолеты МиГ-3 из 12 оиаэ.
На 01.05.1943 в 1 и 2 аэ - 16 МиГ-3, в 3 аэ - 7 И-16.


8. ЛаГГ-3 (июнь 1943 г. — декабрь 1944 г.)

11th navy fighter (former ground attack) aviation regiment WW2 foto
Лётчик младший лейтенант Злыдарев у истребителя ЛаГГ-3, фото 1944 г. Видна надпись "Маслосборник от суфлёра".
Pilot Zlydarev near the LaGG-3 plane, photo of 1944.


Хазов Л.Д. - техник-лейтенант ст. радиомеханик полка обеспечивший бесперебойную связь на самолетах.
Ст. радиомеханик полка техник-лейтенант Хазов Л.Д., фото 1944 г. На самолете видна надпись М-105п (марка мотора).
9. Ла-5 (декабрь 1944 г. — май 1945 г.)

11 КИАП ИАКП ВМФ СССР Сталинские соколы в бою
Самолёт Ла-5Ф с тактическим номером 23. Увеличение фотографии - по клику.
The La-5F fighter tactical number 23. Click to enlarge the picture.


profile Russian identification mark i15bis Baltic sea fleet in combat
Командир звена истребителей старший лейтенант Гунин С.Г. (слева) с лётчиками у самолётов Ла-5ФН, фото 1945 г.
Soviet pilots near the La-5FN aircraft, photo of 1945.


       Командиры полка

24.09.1941 – 03.04.1943 м-р Рассудков Иван Михайлович
03.04.1943 – 29.08.1943 м-р Теплинский Константин Гаврилович (ВрИД)
03.09.1943 – 03.02.1944 м-р Яковлев Иван Семенович (ВрИД)
03.02.1944 – 20.01.1945 п/п Носков Михаил Петрович
п/п Волочнев Валентин Васильевич (с января, был в сентябре 1945 г.)
Н.В.Васильев (был в феврале 1946 г.), Запорожцев (до ноября 1953 г.), ГСС Д.М.Татаренко (ноябрь 1953 г. – сентябрь 1955 г.), Киселев (был в 1957 г.).





11-й штурмовой авиаполк ВВС ВМФ / ЧФ / БФ
11-й истребительный авиационный Краснознаменный полк / 11 КИАП (ИАКП)
24-й отдельный истребительный авиационный Краснознаменный полк

Источники:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина.
М. Тимин - Камуфляж самолетов ВВС РККА в 1941 году.
Отчеты о боевой работе полка.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.

Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.