Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

20 истребительный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк ВВС ВМФ

боевое Знамя красное 20 Истребительного авиационного полка ВВС ВМФ

20th navy fighter aviation «Kirkenes» regiment

       История полка

       К 25.03.1942 г. на основании приказа НК ВМФ №0053 от 28.02.1942 г. при 2-м ЗАП ВВС ВМФ в с. Борское Куйбышевской области был сформирован 20-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ, вооруженный самолетами Як-1. Основу личного состава полка составили авиаторы-черноморцы.
       В конце марта 1942 г. по окончании формирования полк был передан в состав Ударной авиационной группы Резерва Ставки ВГК СССР (УАГ РСВГК).
       01.06.1942 г. 20-й ИАП составом 16 Як-1 прибыл на аэр. Новая Ладога.
       В период с 6 по 26 июня 1942 г. полк временно входил в состав ВВС Балтийского флота, действуя в интересах Ленинградского и Волховского фронтов. Менее чем за месяц боев летчики полка уничтожили в воздухе 11 самолетов противника. Собственные потери тоже были весьма ощутимыми - 6 самолетов Як-1.
       С 21.06.1942 г. Особая морская авиационная группа ВГК (бывш. УАГ РСВГК) получила приказ о перебазировании на Север.
       05.07.1942 г. 20-й ИАП начал перелет из-под Ленинграда в Заполярье. Первоначально он прибыл на аэр. Ягодник под Архангельском.
       09.07.1942 г. 8 Як-1 полка перелетели из Архангельска на аэр. Ваенга-1.
       К 19.07.1942 г. перебазирование 20-го ИАП на Север было в целом завершено. Фактически в нем имелось от штатной численности самолетов только на эскадрилью.
       К 30.07.1942 г. в составе полка на аэр. Ваенга-1 базировалось 10/8 истребителей Як-1.
       01.10.1942 г. в полку на аэр. Ваенга-1 имелось всего 8 самолетов Як-1, из которых только 4 были исправны.
       30.10.1942 г. в связи со значительными потерями в самолетах (9 Як-1) и летчиках (7 пилотов) на основании приказа НК ВМФ №00373 от 23.10.1942 г. 20-й ИАП был отведен в тыл на переформирование на аэр. Рузаевка (г. Саранск), передав оставшуюся матчасть в 255-й ИАП ВВС СФ. Там полк был переведен на трехэскадрильный штат, пополнен личным составом и новыми с завода самолетами Як-1 и Як-1м
       30.05.1943 г. после окончания переформирования 20-й ИАП, вооруженный 32 Як-1, перебазировался из Рузаевки на аэр. Ягодник.
       К 12.06.1943 г. полк перелетел с аэр. Ягодник на аэр. Ваенга-2 и вошел в состав 6-й ИАБ (с июля 1943 г. 6-я ИАД) ВВС СФ. Сразу же он приступил к активной боевой деятельности:
       По состоянию на 01.07.1943 г. в составе 20-го ИАП числилось 31/28 Як-1.
       В середине июля 1943 г. для расширения боевых возможностей одна эскадрилья 20-го ИАП (12 Як-1) была перебазирована на аэр. Пумманки на полуострове Рыбачий, где была создана оперативная группа ВВС СФ.
       Во второй половине сентября 1943 г. полк получил на вооружение новые самолеты Як-9 (не менее 8 единиц). Первый боевой вылет этих самолетов состоялся 20 сентября.
       В сентябре 1943 г. полк был временно передан в оперативное подчинение командиру 5-й МТАД ВВС СФ. Его основной задачей стало прикрытие бомбардировщиков и торпедоносцев дивизии. Кроме того, самолеты Як-9 активно привлекались для ведения воздушной разведки.
       Всего после возвращения с переформирования за вторую половину 1943 г. полк потерял в боях и катастрофах не менее 27 самолетов Як-1 и Як-9 и 16 летчиков погибшими.
       В октябре-декабре 1943 г. задачи полка в целом не изменились: прикрытие штурмовиков, бомбардировщиков и торпедоносцев в ударах по объектам противника, прикрытие своих аэродромов, пунктов базирования, кораблей и транспортов СФ, воздушная разведка на коммуникациях противника.
       По состоянию на 01.01.1944 г. в составе 20-го ИАП имелось: на аэр. Ваенга-2 - 9/9 Як-9, 1/1 Як-1; на аэр. Пумманки - 6/6 Як-1, 2/1 Як-9.
       В январе 1944 г. к обычным боевым задачам полка добавилась штурмовка артиллерийских батарей и позиций противника.
       К марту 1944 г. самолеты Як-1 с аэр. Пумманки перелетели на базовый аэр. Ваенга-2.
       В феврале 1944 г. в 20-го ИАП поступил первый самолет Р-39 «Аэрокобра». В дальнейшем планировалось перевооружить на эти самолеты весь полк.
       На 01.03.1944 г. в составе 20-го ИАП числилось на аэр. Ваенга-2: 6/5 Як-1, 9/8 Як-9, 1/1 Р-39 «Аэрокобра»; на аэр. Пумманки: 1/1 Як-1.
       В марте 1944 г. самолеты Як-9 полка активно привлекались для ведения воздушной разведки на коммуникациях и над передним краем противника.
       К апрелю 1944 г. часть сил полка была снова направлена на передовой аэр. Пумманки, откуда совместно с истребителями Р-40 «Киттихок» 27-го ИАП прикрывали штурмовики Ил-2 46-го ШАП.
       01.04.1944 г. для восполнения потерь в 20-й ИАП поступили новые самолеты Як-7 и Як-9, а также Р-39 «Аэрокобра».
       С 07.04.1944 г. самолеты Р-39 «Аэрокобра», освоенные летным и техническим составом полка приступили к выполнению боевых вылетов.
       В начале мая 1944 г. на основании директивы штаба СФ №31/0233 от 30.04.1944 г. была сформирована 14-я смешанная авиационная дивизия ВВС Северного флота. В состав дивизии вошли 95-й АП, вооруженный истребителями дальнего действия Пе-3; 46-й ШАП, вооруженный штурмовиками Ил-2; 20-й ИАП, вооруженный истребителями Як-1, Як-7, Як-9 и Р-39 «Аэрокобра».
       В сентябре 1944 г. самолеты Як-7 неоднократно прикрывали самолеты Ил-2кр из 29-й ОКОРАЭ, которые выполняли аэрофотосъемку опорных пунктов противника перед фронтом Северного оборонительного района. В этом же месяце командиру эскадрильи ГСС капитану А.К.Тарасову жители Нарьян-Мара передали в дар самолет Як-9 с надписью: «Нарьян-Марский судостроитель».
       К началу октября 1944 г. на аэр. Пумманки была создана оперативная авиационная группа из 10 Ил-2 46-го ШАП, 10 Як-7 20-го ИАП и 10 Р-40 «Киттихок» 78-го ИАП. Группа подчинялась командующему Северным оборонительным районом и предназначалась для действий по конвоям и отдельным кораблям противника в зоне ответственности СОР.
       С 7 по 25 октября 1944 г. 20-й ИАП, базируясь на аэр. Пумманки и Ваенга-2, принял активное участие в боевых действиях 14-й САД в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции войск Карельского фронта.
       14.11.1944 г. приказом ВГК №0369 за образцовое выполнение заданий командования в Петсамо-Киркенесской операции 20-му ИАП было присвоено почетное наименование «Киркенесский».
       06.03.1945 г. Указом ПВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу 20-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.
       К маю 1945 г. все самолеты полка сосредоточились на аэр. Ваенга-2.
       По состоянию на 09.05.1945 г. в составе полка на аэр. Ваенга-2 числилось 45/42 Як-9, 18/16 Як-7 и 1 И-16 (в боевом составе полка не указаны истребители Р-39 «Аэрокобра», которые он получил на вооружение еще в мае 1944 г. Вероятно, при переформировании полка в смешанный были переданы в другие истребительные полки ВВС СФ).
       В 1945 г. в полку произошла реорганизация. В него из 118-го МДРАП и 53-го САП были переданы самолеты-разведчики на базе истребителей, и с сентября 20-й ИАП стал именоваться 20-м смешанным авиационным полком 14-й САД ВВС СФ.
       В связи с передачей 14-й САД в состав Беломорского морского оборонительного района и перебазированием управления дивизии на аэр. Ягодник 20-й САП был также передислоцирован на аэр. Ягодник.
       С начала боевой деятельности летчиками полка было сбито 184 самолета противника (в т.ч. 11 самолетов было сбито на Волховском фронте до передачи на флот). Свои потери составили 44 самолета и 27 летчиков.
       В мае 1947 г. 20-й САП был переименован в 425-й истребительный авиационный полк (в послевоенный период в Авиации ВМФ было два истребительных полка с таким номером. Второй 425-й ИАП был принят в начале 50-х годов из ВВС СА в состав ВВС Балтийского флота). Но уже к декабрю того же года на первой волне послевоенных сокращений ВС СССР он вместе с управлением 14-й САД ВВС СФ был расформирован на аэр. Ягодник.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
05.06.194205.07.1942УАГ СВГК / ОМАГ СВГКв оперативном подчинении ВВС Волховского фронта
06.07.194205.11.1942ОМАГ СВГКВВС Северного флота
24.06.194310.05.19446 иабр
10.05.194414 сад

       Итоги боевой работы авиачасти

Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом совершено более 5000 боевых вылетов; сбито 186 самолета противника.
       Свои потери:
       летчиков – 42 (боевые – 31, небоевые – 11)
       самолетов – 74 (боевые – 47, небоевые – 27)
       из них по типам: 25/11 Як-1, 10/5 Як-9, 5/3 Як-7б, 7/1 «Аэрокобра»
Примечание: нет данных по потерям полка в составе Ударной авиагруппы Ставки ВГК.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях


       На вооружении полка в разное время стояли: И-16, Як-1, Як-1м, Як-7б, Як-9, Р-39 «Аэрокобра».


1. Як-1 (с июня 1942 г.)
05.11.1942 - 4 самолета Як-1 передано в 255 иап ВВС ВМФ.

20 авп ВМФ ЗБИ знаки быстрой идентификации. Особая Морская авиагруппа СВГК.
Заправка топливом истребителя Як-1. Фото 1942 года, аэродром Ваенга-1, Мурманская область.
The Yak-1 fighter in Great Patriotiс war photo.


ястребок 20 кап ВМС фото ВОВ. журнал боевых действий, история и боевой путь части.
Самолет Як-1 старшего лейтенанта Е.В. Петренко на аэродроме Ваенга-1, лето 1942 г.
Белый кок винта и белая "пилотка" на вертикальном оперении - признак 20 иап ВВС СФ.
Цветной боковик Як1 СССР. элементы быстрого опознавания в воздухе - ЭБО
Soviet warplane Yak-1 № 27 color profile by M.Bykov.


На аэродроме - уточнение задания. Справа - командир эскадрильи Малиновский 1942-43
Самолеты Як-1Б с бортовыми номерами 47 и 2.

Jak-1 identification mark ftr in combat. WWII Russian navy plane.
The Yak-1B planes №№ 14 and 47 of 20th navy fighter aviation «Kirkenes» regiment.



2. Як-7Б

Як-7Б. 20 ИАП СФ. Пилот — к-н Тарасов А.К. О-в Ягодник. Сентябрь 1944
В августе 1944 года Герою Советского Союза капитану Тарасову А.К. был передан самолет Як-7б «Нарьян-Марский судостроитель», построенный на средства служащих судоверфи Нарьян-Мара.
Як-7Б. 20 ИАП СФ. Пилот — к-н Тарасов А.К. О-в Ягодник. Сентябрь 1944
Soviet warplane Yak-7B, drawing by A.Salimgareev.

О-в Ягодник. Сентябрь 1944 г.


3. Як-9 (сентябрь 1943 г. — май 1945 г.)


4. «Аэрокобра» (Bell P39 Airacobra - с июля 1944 г.)

       Командиры полка

       Командиры полка: Исаак Маркович Уманский (март 1942 г. – май 1944 г.), Дмитрий Александрович Петров (май 1944 г. – был в мае 1945 г.), С.С.Мухин (декабрь 1946 г. – октябрь 1947 г.).








20-й истребительный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк ВВС БФ / СФ

(425-й истребительный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк, 20-й смешанный авиаполк)
Источник информации: П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

20 Краснознаменный истребительный авиационный Киркенесский полк ВВС ВМФ

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.