Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

27 гвардейский истребительный авиационный Выборгский полк ПВО

[123 истребительный авиационный полк ПВО]


27th guards fighter «Vyborg» air-defence regiment (123rd fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       01.03.1940-25.03.1940: 123 истребительный авиационный полк сформирован в Белорусском Особом военном округе (аэр. Балбасово, 15 км юго-зап. г. Орша) в составе четырех эскадрилий на основе 31, 33 и 41 иап и 74 шап.
       02.07.1941 в МВО (аэр. Монино) переформирован по штату 015/134.
       20.10.1941 Доукомплектован до 3-эскадрильного состава за счет 121 иап, 195 иап и 192 иап.
       22.11.1942: За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР № 374 123 иап преобразован в 27 гвардейский истребительный авиаполк.
       02.07.1944: За отличие в боях с немецко-финскими захватчиками при прорыве линии Маннергейма и овладении городом и крепостью Выборг приказом ВГК № 0173 27 гиап присвоено почетное наименование «Выборгский».
       05.06.1981–06.07.1982: Принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана в составе ВВС 40 Отдельной армии.
       В июне 1992 года 27 гиап расформирован в Уч-Арале.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечание
22.06.194102.07.194110 садВВС ЗОВО / Западного фронта
14.07.194121.09.19416 иак ПВОМосковская зона ПВО
21.09.194107.04.19427 иак ПВОЛенинградский фронт
07.04.194215.10.19447 иак / 2 гиак ПВО Ленинградская армия ПВО

       Итоги боевой работы авиачасти

       За время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 7659 боевых вылетов (на прикрытие объектов – 5306, на разведку – 274, на штурмовку – 160, на прикрытие войск – 637, на сопровождение – 1368, прочих – 4), проведен 421 воздушный бой.
       В воздушных боях сбито 254 самолета противника (бомбардировщиков – 93, истребителей – 153, разведчиков – 6, прочих типов – 2), 19 самолетов уничтожено на аэродромах при штурмовках. Также, нанесен ущерб наземным войскам противника: уничтожено автомашин – 119, зенитных пулеметов – 30, батарей ЗА – 9, вагонов – 31; потоплено транспортов – 1, катеров – 1, шлюпок – 3.
       Собственные безвозвратные боевые потери составили 85 самолетов и 57 летчиков.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       В качестве тактических опознавательных знаков в 7 ИАК ПВО (11 гиап, 26 гиап, 27 гиап, 102 гиап, 103 гиап, 403 иап, 404 иап) применялись белые коки с лета 1941 года, а летом 1943 года добавилось и целиком белое (серебрянное?) вертикальное оперение. Тактические номера на борту фюзеляжа - большие белые двузначные. Подобная система обозначений применялась так же в 269 ИАД, 275 ИАД, ВВС КБФ. После преобразования в 2 ГИАК ПВО, приказом комкора с сентября(?) 1943 года предписывалось нанести гвардейские значки на все самолеты всех полков. Размещение знаков гвардии регламентировалось: на машинах с фонарями кабин - сзади-снизу сдвижной/откидывающейся части, на машинах с дверцами - на дверцах с обеих сторон.

ДатаИзвестный боевой состав
22.06.194158 И-153 и небоеготовых 20 Як-1
14.07.1941истребители Як-1
21.09.194118 Як-1
20.10.1941одна аэ на Як-1 и две аэ на И-16
25.10.19419 Як-1 (из них 6 неисправных) и 19 И-16 (7)
31.12.19415 Як-1 (из них 2 неисправных) и 11 И-16 (6)
октябрь 1942 г.получено 14 истребителей Як-7б
февраль 1944 г.истребители Як-9
июнь 1945английские истребители «Спитфайр»-IХ


1. И-153 (22.06.1941 — 02.07.1941)

WW2 foto USSR pursuit squadron airplane in action.
Поврежденные И-153 и И-15бис на аэродроме Именин.
The I-153 and the I-15bis planes at Imenin airfield.


камуфляжная окраска чаек И153 27 гиап (123 иап) ПВО ТС - самолеты и эмблемы
Истребитель И-153 «Чайка» на аэродроме Жабчицы (Пинск).
Soviet aircraft I-153 № 7.


Авиационные знаки быстрой идентификации - ЗБИ.
И-153 «Чайка». Буква «Э» - знак командира эскадрильи. Художник - И. Злобин.
The I-153 warplane of a squadron commander (the cyrillic «E» sign).



The I-153 fighter tactical number 14.

GPW USSR in action
Самолет И-153 «Чайка» № 14. Художник - И. Злобин.


2. Як-1
В июле 1941 авиаполк полностью перевооружен на Як-1.

27th GvIAP photo WWII photo Yak1 in combat.
Повреждённые Як-1 123-го ИАП на аэродроме Именин, фото июня 1941 г.


Фото снимок ВОВ: Наши ястребки - Сталинские соколы в боях за Родину
Як-1 довоенного выпуска завода № 301, на самолёте летал зимой 1941-42 гг. капитан Жидов Георгий Никонорович. Ледовый аэродром на Ладоге, апрель 1942 г.
Soviet plane Yak-1 board number 23 is refueling.

военный самолёт СССР цветной боковик.
Реконструкция внешнего истребителя Як-1 б/н 23 вида выполнена М.Быковым.


3. И-16 (с 20.10.1941)

Лето 1941 Старший лейтенант, командир звена 27-го ГИАП Чмутенко И.Г. со своим звеном Панарин, Харитонов С., Бачин, справа – Андрианов. Чмутенко – впереди.
Лето 1941. Командир звена старший лейтенант Чмутенко И.Г. (впереди) со своим звеном: Панарин, Харитонов С., Бачин, справа – Андрианов.

ЖБД - журнал боевых действий и боевой путь части.
Истребитель И-16 тип 29 зимой 1941-42 гг. Другой ракурс фото по клику.
The I-16 type 29 fighter of 123 IAP Red army airforce. Click to view another frame.

27 ГвИАП СССР
Лётчики у истребителя И-16. Прислал П.П. Сузик. Увеличение фото - по клику.
The pilot near the I-16 fighter. Click to enlarge the picture.


Боевое использование И16 зимой. камо
Пристрелка бортового оружия на истребителе И-16 тип 29 на аэродроме Углово, фото 1942 г.
The I-16 type 29 at Uglovo airfield. Great Patriotic war photo.


Он и с А встречается, и с О равноправно, в оперативных так все время Па... писали. Так что это 123 иап
Гавриил Яковлевич Панарин (Понарин) в кабине И-16, фото 1942 г.


4. Як-7Б (с октября 1942 г.)
В октябре 1942 г. полк получил 14 истребителей Як-7б.

27 ГвИАП СССР Это Як7Б, виден край накладки вокруг желоба правого УБ, да и сам желоб немного
А.Т. Карпов у истребителя Як-7Б. Увеличение фото - по клику. Прислал П.П. Сузик.
A.T. Karpov near the Yak fighter of 27 GIAP PVO. Click to enlarge the picture.



5. Як-9 (январь 1944 г. — июнь 1945 г.)
В феврале полк полностью перевооружился на Як-9.

Ленинградский фронт. Летчики 11 гвардейского истребительного авиаполка у самолета, на борту которого изображен гвардейский знак. лето 44.
Ленинградский фронт. Лето 1944 г. Предположительно - 26 гиап или 27 гиап.


6. «Спитфайр» Mk.IX (на вооружении с июня 1945 г.)

       Командиры полка

20.03.1940 – 22.06.1941 м-р Сурин Борис Николаевич (погиб)
23.07.1941 – 10.11.1942 м-р Мищенко Филипп Михайлович
21.01.1943 – 10.08.1946 м-p, п/п Мажаев Николай Павлович







Источники:
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
М. Тимин - Последний довод против «мельдерсов» и «эдельвейсов».
М. Тимин - Камуфляж самолетов ВВС РККА в 1941 году.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений Военно-воздушных сил Красной армии.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов ПВО ТС (противовоздушной обороны территории страны) СССР в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.